Статьи о бизнесе

Как продать готовый бизнес

Как оценить бизнес, какие документы подготовить, где искать покупателей

Как продать готовый бизнес
Маржан Кобеева

Маржан Кобеева

эксперт, директор юридического департамента АО SQIF Capital

Содержание статьи

Бизнес продают по разным причинам — низкая рентабельность, желание сменить вид деятельности, переезд. Как бы то ни было, цель одна — продать быстро и выгодно. Но процесс продажи требует подготовки. Рассмотрим, какие документы нужны, как определить стоимость бизнеса, найти покупателей и заключить сделку правильно.

Подготовить бизнес к продаже

Потенциальному покупателю нужен ряд финансовых отчетов:

  • отчет о прибылях и убытках — покажет доходы и расходы бизнеса, позволит оценить его рентабельность, рассчитать стоимость и окупаемость.
  • отчет о движении денежных средств — покажет, куда уходят и откуда приходят деньги, неснижаемый остаток, который можно вывести на личные нужды или развитие бизнеса.
  • бухгалтерский баланс — это все, чем владеет компания, — активы и пассивы, оборудование и долги; документ нужен, чтобы оценить текущее состояние.

Эти документы покажут общее финансовое состояние бизнеса, его доходы и расходы, что важно при оценке стоимости. Если отчетов нет, их нужно сделать — поднять данные за прошедшие три года. Эти документы можно сформировать в 1C.

Среди налоговых отчетов стоит подготовить документ об отсутствии налоговых задолженностей.

Также понадобятся учредительные документы (устав, учредительный договор, протоколы, решения, справки о регистрации, перерегистрации), кадровые документы (трудовые договоры, приказы), сертификаты и лицензии (если деятельность лицензируемая), договоры с контрагентами, в том числе об аренде помещения. Отдельно нужно подготовить права на владение доменом (если есть сайт), доступы в социальные сети, базу клиентов, поставщиков, рецепты приготовления блюд или напитков.

Можно дополнительно описать процесс производства товаров и услуг — как происходят закупки, производится расчет, какие CRM-системы используются, где и как хранятся продукты, кто и за что отвечает и т.д.

Определить стоимость бизнеса

Это ключевой этап процесса. Неправильно оценив бизнес, предприниматель может потерять потенциальных покупателей или продать ниже реальной стоимости.

Легче всего обратиться к оценочным компаниям. Они определят рыночную стоимость компании, просчитают возможные финансовые риски. Им нужно будет отправить ряд документов — полный список скажут после осмотра объекта. В среднем подготовка отчета по оценке бизнеса занимает от 10 до 14 дней. Стоимость оценки небольшой компании начинается от 150 тыс. тенге. Но если компания большая и у нее сложные отчетности, стоимость будет выше.

Можно сделать оценку и самому. Проще всего умножить среднемесячную чистую прибыль на 12 и прибавить сумму всех материальных активов. Это будет средняя оценка компании по рынку.

Подробнее о том, как определить стоимость бизнеса, выпустим на этой неделе отдельную статью.

Найти покупателей

Есть несколько вариантов поиска покупателей:

  1. Разместить объявление на универсальных площадках — досках объявлений OLX, Krisha.kz, Flagma.kz, тематических — sdelka.kz.
  2. Разместить пост в социальных сетях — в тематических пабликах Instagram, Facebook, на рабочей или личной страницах, попросить друзей сделать репост.
  3. Предложить бизнес деловым партнерам, коллегам, знакомым или сотрудникам — как правило, большинство сделок заключается по этим каналам.
  4. Предложить конкурентам — для них это может быть расширением сети, здесь главное — не отдавать базу клиентов и не рассказывать секреты до заключения сделки.

Эксперты советуют не раскрывать конфиденциальную информацию и детали бизнеса до знакомства с покупателем, чтобы не было утечки клиентов и поставщиков.

Продажа бизнеса может занять от нескольких месяцев до полугода. Время зависит от специфики бизнеса, его привлекательности для покупателей и ситуации на рынке.

Сделка ИП и ТОО

Есть некоторые отличия при продаже бизнеса для ИП или ТОО.

ИП

Продать ИП нельзя, так как это не отдельная компания, а статус предпринимателя. Но можно продать активы — материальные и нематериальные. К материальным активам относятся товары, помещение и оборудование бизнеса. Например, для ателье — это швейные машинки, ткани, фурнитура, лекала одежды, расходные материалы. Чтобы это продать, нужно составить договор купли-продажи.

Нематериальные активы — это опыт и наработки предпринимателя, база клиентов, товарный знак, страницы в соцсетях, информационные программы. Чтобы их продать, нужно составить договор отчуждения исключительного права.

Если есть договоры с контрагентами, то можно подписать трехсторонний договор (уступки права требования) — между контрагентом, предпринимателем и покупателем бизнеса, и по нему обязательства и права ИП перейдут новому владельцу. Например, у владельца ателье был договор со спортивной школой на пошив формы. Можно составить договор, что незаконченный заказ исполнит другой ИП или ТОО в установленный срок.

Для договора аренды нужно получить гарантийное письмо от арендодателя, что он заключит такой же договор аренды с новым владельцем. Также можно оформить договор переуступки прав на аренду помещения.

А вот передать текущий и сберегательный счет в банке нельзя.

ТОО

У юридических лиц процедура проще — здесь бизнес продается весь, со 100%-ной долей. Между сторонами заключается договор купли-продажи доли. По нему сохраняются все договоры, лицензии и обязательства, так как юридическое лицо не меняется, меняется лишь его владелец.

Если продавец бизнеса состоит в браке, нужно согласие супруга или супруги на отчуждение доли компании. Если владельцев несколько, то нужно выкупать долю у каждого участника.

Как правило, перед сделкой составляется договор намерения, в котором прописывается содержание основного договора, и срок, в течение которого он будет составлен. Также желательно составить договор о неразглашении конфиденциальной информации, чтобы защитить владельца бизнеса от недобросовестных покупателей, которые могут разузнать все данные и в последний момент отказаться от сделки.

При продаже бизнеса ТОО обязательно нужно пользоваться услугами юриста, который специализируется на таких сделках.

Как избежать ошибок

Самая частая ошибка при продаже бизнеса — неправильная оценка его стоимости. Часто предприниматели ее завышают из-за эмоциональной привязанности — ведь вложено столько сил и времени. Но для покупателя это не имеет значения, для него главное — сколько денег он сможет заработать.

Чтобы не ошибиться в процессе заключения сделки, лучше обратиться к профессионалам — оценщикам и юристам. Первые помогут оценить реальную стоимость бизнеса, вторые — оформят все нужные документы.

Еще один важный этап — подготовка всех юридических, налоговых, финансовых документов. Важно вести бухгалтерскую отчетность, вовремя сдавать налоговые декларации, вести управленческий учет. Иначе, если всплывут неточности, есть риск, что в будущем покупатель оспорит стоимость бизнеса через суд.

В процессе продажи помогайте новому владельцу советами — расскажите обо всех нюансах бизнеса, возможных рисках и проблема. Многие после продажи сопровождают покупателя еще пару месяцев, это увеличивает доверие потенциального покупателя и помогает ему избежать критических ошибок на старте.

 

Продажа бизнеса — это сложный процесс, который требует подготовки, времени и профессионального подхода. Важно заранее подготовить документы о рентабельности, описать свои активы и бизнес-процессы, определить стоимость бизнеса и найти покупателя. Если учитывать эти советы, можно удачно продать бизнес.