Как продать готовый бизнес
Как оценить бизнес, какие документы подготовить, где искать покупателей
Содержание статьи
Бизнес продают по разным причинам — низкая рентабельность, желание сменить вид деятельности, переезд. Как бы то ни было, цель одна — продать быстро и выгодно. Но процесс продажи требует подготовки. Рассмотрим, какие документы нужны, как определить стоимость бизнеса, найти покупателей и заключить сделку правильно.
Подготовить бизнес к продаже
Потенциальному покупателю нужен ряд финансовых отчетов:
- отчет о прибылях и убытках — покажет доходы и расходы бизнеса, позволит оценить его рентабельность, рассчитать стоимость и окупаемость.
- отчет о движении денежных средств — покажет, куда уходят и откуда приходят деньги, неснижаемый остаток, который можно вывести на личные нужды или развитие бизнеса.
- бухгалтерский баланс — это все, чем владеет компания, — активы и пассивы, оборудование и долги; документ нужен, чтобы оценить текущее состояние.
Эти документы покажут общее финансовое состояние бизнеса, его доходы и расходы, что важно при оценке стоимости. Если отчетов нет, их нужно сделать — поднять данные за прошедшие три года. Эти документы можно сформировать в 1C.
Среди налоговых отчетов стоит подготовить документ об отсутствии налоговых задолженностей.
Также понадобятся учредительные документы (устав, учредительный договор, протоколы, решения, справки о регистрации, перерегистрации), кадровые документы (трудовые договоры, приказы), сертификаты и лицензии (если деятельность лицензируемая), договоры с контрагентами, в том числе об аренде помещения. Отдельно нужно подготовить права на владение доменом (если есть сайт), доступы в социальные сети, базу клиентов, поставщиков, рецепты приготовления блюд или напитков.
Можно дополнительно описать процесс производства товаров и услуг — как происходят закупки, производится расчет, какие CRM-системы используются, где и как хранятся продукты, кто и за что отвечает и т.д.
Определить стоимость бизнеса
Это ключевой этап процесса. Неправильно оценив бизнес, предприниматель может потерять потенциальных покупателей или продать ниже реальной стоимости.
Легче всего обратиться к оценочным компаниям. Они определят рыночную стоимость компании, просчитают возможные финансовые риски. Им нужно будет отправить ряд документов — полный список скажут после осмотра объекта. В среднем подготовка отчета по оценке бизнеса занимает от 10 до 14 дней. Стоимость оценки небольшой компании начинается от 150 тыс. тенге. Но если компания большая и у нее сложные отчетности, стоимость будет выше.
Можно сделать оценку и самому. Проще всего умножить среднемесячную чистую прибыль на 12 и прибавить сумму всех материальных активов. Это будет средняя оценка компании по рынку.
Подробнее о том, как определить стоимость бизнеса, выпустим на этой неделе отдельную статью.
Найти покупателей
Есть несколько вариантов поиска покупателей:
- Разместить объявление на универсальных площадках — досках объявлений OLX, Krisha.kz, Flagma.kz, тематических — sdelka.kz.
- Разместить пост в социальных сетях — в тематических пабликах Instagram, Facebook, на рабочей или личной страницах, попросить друзей сделать репост.
- Предложить бизнес деловым партнерам, коллегам, знакомым или сотрудникам — как правило, большинство сделок заключается по этим каналам.
- Предложить конкурентам — для них это может быть расширением сети, здесь главное — не отдавать базу клиентов и не рассказывать секреты до заключения сделки.
Эксперты советуют не раскрывать конфиденциальную информацию и детали бизнеса до знакомства с покупателем, чтобы не было утечки клиентов и поставщиков.
Продажа бизнеса может занять от нескольких месяцев до полугода. Время зависит от специфики бизнеса, его привлекательности для покупателей и ситуации на рынке.
Сделка ИП и ТОО
Есть некоторые отличия при продаже бизнеса для ИП или ТОО.
ИП
Продать ИП нельзя, так как это не отдельная компания, а статус предпринимателя. Но можно продать активы — материальные и нематериальные. К материальным активам относятся товары, помещение и оборудование бизнеса. Например, для ателье — это швейные машинки, ткани, фурнитура, лекала одежды, расходные материалы. Чтобы это продать, нужно составить договор купли-продажи.
Нематериальные активы — это опыт и наработки предпринимателя, база клиентов, товарный знак, страницы в соцсетях, информационные программы. Чтобы их продать, нужно составить договор отчуждения исключительного права.
Если есть договоры с контрагентами, то можно подписать трехсторонний договор (уступки права требования) — между контрагентом, предпринимателем и покупателем бизнеса, и по нему обязательства и права ИП перейдут новому владельцу. Например, у владельца ателье был договор со спортивной школой на пошив формы. Можно составить договор, что незаконченный заказ исполнит другой ИП или ТОО в установленный срок.
Для договора аренды нужно получить гарантийное письмо от арендодателя, что он заключит такой же договор аренды с новым владельцем. Также можно оформить договор переуступки прав на аренду помещения.
А вот передать текущий и сберегательный счет в банке нельзя.
ТОО
У юридических лиц процедура проще — здесь бизнес продается весь, со 100%-ной долей. Между сторонами заключается договор купли-продажи доли. По нему сохраняются все договоры, лицензии и обязательства, так как юридическое лицо не меняется, меняется лишь его владелец.
Если продавец бизнеса состоит в браке, нужно согласие супруга или супруги на отчуждение доли компании. Если владельцев несколько, то нужно выкупать долю у каждого участника.
Как правило, перед сделкой составляется договор намерения, в котором прописывается содержание основного договора, и срок, в течение которого он будет составлен. Также желательно составить договор о неразглашении конфиденциальной информации, чтобы защитить владельца бизнеса от недобросовестных покупателей, которые могут разузнать все данные и в последний момент отказаться от сделки.
При продаже бизнеса ТОО обязательно нужно пользоваться услугами юриста, который специализируется на таких сделках.
Как избежать ошибок
Самая частая ошибка при продаже бизнеса — неправильная оценка его стоимости. Часто предприниматели ее завышают из-за эмоциональной привязанности — ведь вложено столько сил и времени. Но для покупателя это не имеет значения, для него главное — сколько денег он сможет заработать.
Чтобы не ошибиться в процессе заключения сделки, лучше обратиться к профессионалам — оценщикам и юристам. Первые помогут оценить реальную стоимость бизнеса, вторые — оформят все нужные документы.
Еще один важный этап — подготовка всех юридических, налоговых, финансовых документов. Важно вести бухгалтерскую отчетность, вовремя сдавать налоговые декларации, вести управленческий учет. Иначе, если всплывут неточности, есть риск, что в будущем покупатель оспорит стоимость бизнеса через суд.
В процессе продажи помогайте новому владельцу советами — расскажите обо всех нюансах бизнеса, возможных рисках и проблема. Многие после продажи сопровождают покупателя еще пару месяцев, это увеличивает доверие потенциального покупателя и помогает ему избежать критических ошибок на старте.
Продажа бизнеса — это сложный процесс, который требует подготовки, времени и профессионального подхода. Важно заранее подготовить документы о рентабельности, описать свои активы и бизнес-процессы, определить стоимость бизнеса и найти покупателя. Если учитывать эти советы, можно удачно продать бизнес.