Как художнику заработать на творчестве
Три кейса предпринимательниц, которые монетизировали свой талант
Содержание статьи
Стереотипы о бедном художнике давно неактуальны. Сегодня, занимаясь искусством, можно зарабатывать и добиваться успеха. Условия остаются неизменными — талант и площадка для презентации своих работ. Истории сегодняшних героинь — тому яркое доказательство. Девушки пишут картины с национальным колоритом, расписывают стены, создают графические иллюстрации. Мы поговорили с тремя художницами о том, как привлекать клиентов, правильно организовывать рабочий процесс и не выгорать.
Асем Сулейменова: «Мой бизнес растет вместе с тем, как расту и развиваюсь я»
Победитель британского международного конкурса Golden Time Talent
Я родом из Уральска, окончила университет искусств «Шабыт» в Астане по специальности «Монументальная живопись», потом переехала в Алматы и здесь создала семью.
О том, что на своем творчестве можно зарабатывать, поняла еще в художественной школе — в седьмом классе нарисовала первый портрет за 4 тыс. тенге. Впоследствии я выработала собственный стиль — стала создавать интерьерные картины в национальном стиле. Мне нравится продвигать казахскую культуру и быт в своих работах. Часто на моих картинах можно увидеть казахские орнаменты, украшающие юрты, корпе, украшения, одежду и людей. Казахские национальные орнаменты — это не просто узоры, наши предки придавали им особое значение, так как они символизировали защиту от темных сил и приносили удачу. Мои клиенты — казахстанцы и казахи, живущие за границей и любящие Казахстан всем сердцем, поэтому картины имеют для них сакральный смысл.
Идеи для работ возникают внезапно — часто перед сном, иногда вдохновение приходит от прослушивания музыки, просмотра фильма или во время экспериментов с новыми материалами: эпоксидной смолой, маслом, акрилом. Процесс создания картины может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от техники и сложности работы. К примеру, масло сохнет от трех до семи дней, процесс может затянуться до трех месяцев. Стоимость картины зависит от размера, материала и сложности. Например, абстрактная картина будет стоить дешевле, чем портрет того же размера.
Свои работы я продвигаю онлайн — в Instagram, TikTok, иногда на Facebook, также выставляю готовые работы на ярмарках и выставках. Как правило, продаю не готовые изделия, а пишу на заказ. Я понимаю, что моя целевая аудитория — люди, сделавшие ремонт и желающие украсить пустые стены. Поэтому при настройке таргетированой рекламы учитываю это и выбираю аудиторию со схожими интересами.
В первую очередь, я — художник и только потом предприниматель. У меня есть ИП, я арендую студию-мастерскую и работаю по графику — с 9 до 18. Иногда могу уйти пораньше или выехать в течение дня на замеры. Когда-то рисовала дома, но это сложно, организованная работа в студии оказалась для меня эффективнее.
Мой бизнес развивается, когда развиваюсь я сама как художник. К примеру, в 2023 году я отправила свою работу «Ана мен бала» на британский конкурс Golden Time Talent, в котором участвовали художники из 30 стран. Моя работала заняла первое место. Это стало неожиданностью и большой радостью. Поэтому для своего профессионального роста я планирую и дальше участвовать в международных выставках и конкурсах.
Я ревностно отношусь к плагиату своих работ, но не понимаю, как с этим бороться, ведь в начале своего пути тоже принимала заказы на рисунки в стиле других наших художников.
Начинающим художникам рекомендую уделять внимание продвижению в социальных сетях. Не ждите, пока клиенты сами найдут вас, будьте активны, делитесь творчеством и не бойтесь проявлять инициативу. Развивайте навыки менеджера и SMM-специалиста, чтобы уметь продавать себя и свои работы.
Главный урок, который извлекла из своей практики, — никогда не начинать работу без предоплаты и проговаривать все условия и сроки с клиентом заранее.
Индира Бадамбаева: «Художник должен уметь создать новый уникальный мир»
Член Союза художников Казахстана, автор проекта «Золотой Казахский Алфавит»
У меня классическое образование, я художник-живописец. Родилась на берегу Иртыша. Мы переехали с семьей в Алматы, когда я была ребенком, но река осталась воспоминанием и проникла в мои работы в виде рыбок и нимф, как и причудливые золотые звери эпохи саков, и как фея Тинкер Белл, и диснеевские принцессы, и отрешенность богов Боттичелли из книг по искусству, которые я смотрела в детстве.
Я всегда была коммерчески успешна. В 20 лет организовала свою первую персональную выставку, в первый день у меня купили 28 картин. Следующая прошла в Центральном государственном музее РК, мне было 24 года. В какой-то момент я поставила цель — стать художником, который попадет в мировую историю живописи. Для этого нужно создать новые образы в искусстве. Я дала себе на это время и не ставила никаких других целей, в том числе финансовых. Зарабатывала столько, чтобы хватало на жизнь. Я поняла, что достигла желаемого, когда написала серию с морскими коньками и огромные сирени и одуванчики. После этого переключилась на следующие цели — медийность и заработок. Начала проект «Золотой Казахский Алфавит», создала по заказу Harper’s BAZAAR Kazakhstan обложку, посвященную Қантару. Эти проекты сделали меня по-настоящему известным художником в Казахстане.
Мои работы последних лет созданы в жанре магического реализма. В основном я пишу маслом, иногда акрилом и использую листы золотой потали и глиттер. На создание одной работы иногда уходит четыре часа, иногда — два года. Обычно я одновременно пишу 25–30 больших картин. Это удобная для меня форма работы, так я могу думать над созданием столько, сколько нужно мне.
При установке цены за картины учитывается все — ценность и уникальность работы (можно ли приобрести нечто подобное у других), сложность исполнения, размер (чем больше, тем дороже), техника (масло, как правило, стоит дороже графики), известность самого художника.
Мои идеи часто копируют. Пару раз любителям плагиата я пригрозила, что, если это не прекратится, обращусь к журналистам, это помогло. Но в душе понимаю неизбежность плагиата. Как отношусь? Невозможно по камню вынести Коллизей, во мне много всего.
Многих часто интересует, как я договорилась о сотрудничестве с такими крупными компаниями, как Meloman и Magnum. В Казахстане все происходит примерно так: ты очень круто делаешь что-то и тебя замечают. Вот и все. После первой яркой коллаборации, если продолжать делать что-то интересное и вести соцсети, к тебе регулярно будут обращаться бренд-менеджеры разных компаний. Мне пишут каждую неделю. Сейчас я всем отказываю, так как много проектов — у меня свой шоурум, арт-студия (больше 30 учеников), многолетнее сотрудничество с Meloman, где продаются мои открытки и блокноты, также продолжаю заниматься живописью, есть проект «Золотой Казахский Алфавит», а плюс ко всему — подготовка к совместной выставке с моими студентами.
Год назад я открыла свой магазин в Алматы. Вначале это было помещение площадью всего 8 кв. м, но через три месяца я арендовала новый шоурум — 80 кв. м в самом центре города. Там три дня в неделю открыта галерея с моими картинами и магазин с мерчем (блокноты, постеры, свечи, открытки), а два дня в неделю я преподаю живопись.
Расходы на содержание шоурума и арт-студии — минимум 1,7 млн тенге ежемесячно. Очень дорогая аренда, реклама, зарплаты двум сотрудникам, рамы. Если есть печать блокнотов, то расходов в месяц может быть больше 2,5 млн тенге. Это без учета собственных расходов, разумеется. Это непросто, спонсоров у меня нет и каких-либо грантов от фондов тоже. Я оплачиваю все расходы сама, поэтому шоурум должен быть прибыльным.
Самое сложное в жизни художника-предпринимателя — это найти баланс между работой, творчеством и отдыхом. Последние два года у меня не было отдыха. Я заканчивала в полночь, работала почти семь дней в неделю. Стало лучше два месяца назад, когда решилась расширить команду, — стала заканчивать работу чуть раньше. Но до идеального режима еще далеко.
Мой совет начинающим художникам — возьмите всю ответственность за себя на себя. Не ищите человека, который продаст ваши картины, ищите того, кто научит их продавать. Ваша профессия на одну половину состоит из творчества, а на вторую — из умения это продать. Откройте ИП, найдите хорошего бухгалтера (я своего нашла в приложении «Профи»), платите налоги, читайте книги и смотрите подкасты про бизнес. И еще — важно иметь несколько источников дохода.
Если вы только живописец, то у вас всего четыре возможных направления: писать и продавать картины, писать картины на заказ, преподавать и производить свой мерч. Если же вы иллюстратор или график, то возможностей больше: вы можете иллюстрировать книги, работать с брендами (делать мерч, рисовать дизайн упаковок), работать как художник на мероприятиях и делать скетчи, производить собственную продукцию, преподавать и быть спикером. Пробуйте разное, а затем уже выбирайте пару направлений.
Я думаю, что самое важное, что должен сделать художник — создать новый уникальный мир. Создать образы, которых не было прежде. Как это сделали Фрида, Пикассо или Баския. Что-то абсолютно новое — пугающее, чарующее, удивительное.
Асем Кенесова: «Насмотренность — главный генератор идей»
Основательница художественной школы ARTISTRY
Я окончила сначала Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Тансыкбаева по специальности «Графический дизайн», а после — Казахскую головную архитектурно-строительную академию. Заказы начала брать еще будучи студенткой — писала, в основном, картины, делала копии. Гонорары были небольшие, но тогда этого было достаточно. Всегда любила пробовать новое, бралась за разные заказы, в итоге поняла, к чему лежит душа, — это роспись стен и интерьерные картины.
В любом искусстве главное — это идея. На ее рождение порой уходит больше времени, чем на само исполнение. Я много путешествую, посещаю лучшие музеи мира, выставки, изучаю творчество разных художников, постоянно делаю ресерч в интернете. Насмотренность — главный генератор идей. В целом на создание работ уходит от одного до трех дней, дальше — дело техники. Работаю с акрилом, часто миксую разные техники и использую другие материалы. Цена услуги зависит от сложности и объема работы. Бывает большой объем с несложным рисунком, который можно закончить за один день, а бывает маленький объем с кучей мелких деталей, над которым приходится трудиться неделю. В стоимость также включаю эскизы, материалы, дорогу к клиенту. Все условия предварительно обговариваются.
Услуги продаю через Instagram, 90% заказчиков приходят именно оттуда, остальные — сарафанное радио. Моя аудитория — люди, которые в целом любят и ценят красоту и эстетику, а также те, кто любят рисовать, творить руками и приходят на обучение, чтобы реализовать свою творческую мечту.
Я часто вижу свои работы у других, но понимаю, что бесполезно требовать удалить публикации, поэтому прошу хотя бы указывать авторство. Кто-то прислушивается, но часто людям все равно на профессиональную этику и уважение. В этом плане, к сожалению, художники незащищены в соцсетях.
Вот уже 10 лет я работаю как ИП. Когда проводила живое обучение, арендовала студию, но сейчас в ней нет необходимости, так как перешла на онлайн-формат. Мои заказы — это роспись стен, поэтому работы ведутся на объектах клиентов. Я составляю себе ежемесячный план, клиенты записаны на два-три месяца вперед. У меня стабильно есть заказы, параллельно веду онлайн-обучение. Я заранее знаю, сколько объектов будет в этом месяце и когда стартует очередной курс обучения. Даже если кто-то из клиентов отказывается или просит изменить время, то очередность просто сдвигается. Поэтому я всегда могу спланировать свой заработок.
Вдохновение приходит в процессе — иногда работаю больше 10 часов в день. Отдых тоже важен — обязательно два-три раза в неделю отдыхаю и хотя бы раз в три месяца путешествую. Когда мне говорят, что на росписи стен много не заработаешь, я показываю фотографии из своих поездок — только за последний год я посетила Японию, США, Доминикану, Багамы, Ямайку, Мексику, Вьетнам, ОАЭ, Камбоджу.
Начинающим художникам могу сказать одно — если есть мечта, ничего не бойтесь, пробуйте, проявляйтесь, не предавайте себя. Идите туда, где страшно, именно там ваши ресурсы, а главное — внутренний рост. Всегда обучайтесь и делайте шаги к своей цели.
Могу дать практический совет — работать только по договору и предоплате. И еще — если человек не импонирует, и это понятно при встрече, лучше отказаться от заказа. Искусство должно идти от сердца и души. Нам должно нравиться все — клиент, как человек, обстановка, атмосфера, условия работы. Иначе вместо удовольствия от процесса будет куча проблем, напряжение, а как следствие — недовольные клиенты и тяжелый осадок. Это точно не для меня!