Что нужно знать предпринимателям Алматы о дизайн-коде города
И как получить бесплатную консультацию

Анель Амраева
работает в отделе дизайн-кода и учится в AlmaU
Содержание статьи
С марта 2024 года в Алматы вступил в силу новый дизайн-код. Этот документ устанавливает требования к фасадам зданий, вывескам и другим элементам городской среды. Предпринимателям нужно в течение полутора лет адаптировать внешний вид своих объектов под новые стандарты.
Что такое дизайн-код города
Дизайн-код Алматы — набор рекомендаций по формированию визуального облика города, направленных на создание более экологичного, безопасного и удобного пространства. Например, вывески должны не только выполнять информационную функцию, но и гармонировать с общим обликом квартала или улицы. В документе также содержатся требования к фасадам, уличной мебели, ограждениям и другим элементам городской инфраструктуры.
Что это значит для бизнеса
Внедрение дизайн-кода обязывает предпринимателей привести внешний вид зданий в соответствие новым требованиям. В то же время это открывает возможности для улучшения экстерьера заведений. Главный архитектор проекта Тахмина Сафоева подчеркивает важность брендбуков, которые предлагают конкретные решения и примеры для эффективной адаптации к новым требованиям.
Для поддержки предпринимателей в переходный период работают специалисты НИИ «Алматыгенплан» и Управления городского планирования и урбанистики (УГПиУ). Предприниматели, которые вели деятельность до 16 марта 2024 года, должны полностью выполнить требования до 1 сентября 2025 года. Консультации уже помогли более 600 объектам адаптировать внешний вид зданий в соответствии с дизайн-кодом.
«Обратились в УГПиУ, чтобы согласовать облик фасада и летней веранды нашего заведения. Мы планировали значительные изменения, в том числе цвета фасада, который в нашем дизайн-проекте планировался в оттенке марсала. Однако после консультаций с представителями УГПиУ и НИИ „Алматыгенплан“, наша команда ознакомилась с дизайн-кодом города Алматы, что потребовало пересмотра нашего первоначального дизайнерского решения.
Представители объяснили ключевые принципы дизайн-кода, особо отметив значимость исторического контекста расположения нашего ресторана и необходимость соответствия обновленным стандартам. После совместной работы мы приняли решение отказаться от контрастного и яркого цвета в пользу более сдержанных оттенков, гармонирующих с общим цветовым решением жилого дома, в котором мы находимся.
Чтобы подчеркнуть уникальность нашего ресторана, мы сохранили цвет марсала в оформлении маркиз и вывески, не нарушая общей стилистики.
В итоге и наше заведение, и контролирующие органы остались довольны результатом, который соответствует интересам города и сохраняет его уникальный облик»
Как получить помощь
Для получения консультаций по вопросам оформления фасадов, наружной рекламы, уличной мебели и других элементов городской среды можно обратиться в Управление городского планирования и урбанистики по адресу пр. Абая, 90, по вторникам и четвергам с 09:00 до 18:00 (перерыв с 13:00 до 14:00).
Как разместить наружную рекламу
Для размещения наружной рекламы предпринимателям необходимо подать уведомление в УГПиУ и предоставить документ об оплате первого месяца размещения, а также эскиз рекламы.
Для размещения вывески оплата налога не требуется, необходимо предоставить письмо и эскиз будущей вывески. Срок рассмотрения рекламы — 4 рабочих дня, вывесок — 15 рабочих дней.
Новый дизайн-код Алматы устанавливает правила для внешнего вида зданий и вывесок. Предпринимателям нужно привести свои объекты в соответствие этим правилам до сентября 2025 года. Город поможет бизнесу бесплатно — для этого обратитесь в Управление городского планирования и урбанистики за консультацией.