Как автоматизировать магазин

И не ошибиться в выборе оборудования

Елена Степкина

Елена Степкина

эксперт по автоматизации ритейла

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

переводчик на казахский

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Как автоматизировать магазин

Хотите открыть магазин? Внимательно проанализировали поставщиков? С любовью и интересом отобрали товары? Со всей тщательностью подошли к выбору места? Сделали красивый ремонт? Вложились в рекламу? Так не позвольте же пропасть вашим усилиям из-за ошибок в учете, воровства персонала, штрафов со стороны налоговой или поломок кассового оборудования. Вопросы автоматизации могут показаться скучными и, возможно, слишком сложными, но без грамотной оценки существующих опций, вы рискуете потерять вложенные деньги и сделать невозможным дальнейшее масштабирование бизнеса.

У разных типов торговых точек на разных стадиях их развития отличаются потребности и варианты автоматизации, но подходить к этому вопросу нужно осознанно, желательно с привлечением специалистов, а не по принципу «как у соседа».

Уровни автоматизации

  • Минимальный: обеспечивает соответствие законодательным требованиям — например, в части использования весов, приема оплаты наличными и безналичными, фиксации данных о продажах и передачи их в налоговую, выдачи чека покупателю;
  • Начальный: обеспечивает не только соответствие требованиям законодательства, но и помогает предпринимателю четко понимать, что происходит с его товарами: сколько приобретено, сколько в наличии, сколько продано — в специальной учетной программе, а не в тетрадке на коленке;
  • Средний: предполагает дополнительные программы и оборудование для максимально быстрого заведения информации о движении товаров, например, при помощи терминалов сбора данных легко принимать товары от поставщиков;
  • Максимальный: ориентирован на максимальный комфорт покупателя, который хочет видеть в торговом зале актуальные ценники, пользоваться бонусной системой, не стоять в очереди на кассе и многое другое, что удержит его от ухода к конкурентам.

Предположим, что вы нацелены на бурное развитие, большое количество товарных позиций и поток клиентов.

О чем нужно подумать

  1. Об учетной программе, куда будете заносить информацию о поступлениях и продажах товаров и где станете вести работу с поставщиками. На рынке сегодня много онлайн-сервисов по подписке (например, Paloma365, «МойСклад» и др.), и начинающему предпринимателю легко разобраться с их интерфейсом. Но они рассчитаны на совсем небольшие обороты, и с ростом бизнеса будут возникать разные проблемы, затрудняющие работу. Самый оптимальный вариант, который позволит бизнесу со временем масштабироваться и подключать дополнительные опции, — это 1С («Розница», «Торговля» или «Комплексная автоматизация» — в зависимости от специфики вашего бизнеса). Главное, на что обязательно нужно обратить внимание при выборе, — каким образом производитель программного обеспечения отслеживает и как быстро вносит законодательные изменения Республики Казахстан, особенно в части фискализации и маркировки.
  2. Какая программа будет установлена на кассе. Если объем продаж совсем небольшой, то это может быть та же самая учетная программа, например, «1С: Розница». Но если поток покупателей большой, то понадобится специальная кассовая программа, например, Artix.
  3. На каком оборудовании будет работать кассир, то есть где будет установлена кассовая программа, в которой он будет выбирать приобретаемые позиции, пробивать акции и т.д. Идеальное решение — сенсорный POS-терминал, который объединяет в одном корпусе специализированный компьютер с возможностью подключения дополнительных устройств и сенсорный монитор, на котором осуществляются торговые операции.
  1. С каким оператором фискальных данных заключать договор на фискализацию. Варианты могут быть разными, например, Казахтелеком, Транстелеком или Jusan.
  2. Как будете осуществлять фискализацию: при помощи специального приложения (например, e-Salyk Business), отдельной программы (например, Webkassa), к которой дополнительно нужен принтер чеков, или при помощи аппаратной онлайн-кассы (принтер чеков, который сам отправляет отчеты в КГД). По закону любой предприниматель обязан предоставить покупателю фискальный чек, который может быть проверен по имеющемуся на нем QR-коду: вы можете его отправить электронно (но для этого нужно иметь номер телефона или адрес электронной почты покупателя), но если клиент потребует — должны его распечатать.
  3. С каким банком будете сотрудничать и как именно: комиссии банков отличаются за прикладывание карточки к банковскому POS-терминалу, за считывание QR-кода из банковского приложения или в системе мгновенных платежей.
  4. Какой денежный ящик, дисплей покупателя, сканер штрихкодов и детектор банкнот вам подойдут лучше всего. Конкретный набор устройств вы определяете сами, хотя работать без денежного ящика и сканера штрихкодов будет сложно даже при самых небольших объемах продаж. Денежный ящик позволяет организовать работу с наличными и обеспечит их сохранность, а при определенных уровнях развития бизнеса возможно даже отслеживание каждого его открытия, что обезопасит от воровства со стороны персонала. Сканер штрихкода позволит избежать ошибок и ускорит процесс обслуживания. Дисплей покупателя — знак вежливости, который демонстрирует вашу заботу о клиенте и помогает покупателю лучше ориентироваться в процессе покупки. Наконец, даже простейший детектор валют поможет избежать неприятных неожиданностей.
  5. Как все это разместить на кассе и не запутаться в проводах...

Что точно нельзя делать

  • Покупать оборудование на маркетплейсе: велика вероятность того, что сами не сможете подключить и останетесь без гарантийного обслуживания;
  • Покупать оборудование из условного Китая, не прошедшее проверку на совместимость с программным обеспечением и соответствие требованиями законодательства Республики Казахстан;
  • Покупать оборудование «как у соседа»: у него может быть совершенно иная ситуация и другие требования;
  • Покупать оборудование, у которого нет сертификата EAC, — это однозначный признак недобросовестного поставщика;
  • Покупать оборудование, у которого нет сервисной поддержки в Казахстане — при первой же поломке придется полностью менять аппарат.

Оборудование для автоматизации имеет свою логику работы, известную и понятную профессионалам. Купив «просто сканер» на маркетплейсе, вы можете неожиданно выяснить, что его невозможно подключить к «1С», потому что у него нет эмуляции COM-порта в вашей версии Windows. Выбирая дешевый терминал сбора данных из Китая, вы рискуете тем, что не сможете запустить на нем нужную программу и ничего отсканировать (или разработчик потребует с вас баснословные деньги за доработку). Если возьмете для работы с «тяжелой» учетной системой и номенклатурной базой в пару тысяч наименований слабенький моноблок «как у соседа» с устаревшим процессором и малым объемом памяти — будете постоянно простаивать, потому что программа будет зависать. Наконец, имея дело с недобросовестными поставщиками, вы рискуете остаться без оборудования совсем, потому что в случае поломки они не смогут быстро отремонтировать.

На что надо обратить внимание

При выборе программного обеспечения и оборудования, во-первых, здраво оцените уровень своих амбиций: вполне вероятно, что на начальном этапе вам вполне хватит недорогого онлайн-сервиса с абонентской платой. Но с ростом бизнеса задачи будут усложняться, и для их решения потребуются более профессиональные и дорогие программы, например, вы не сможете полноценно использовать терминал сбора данных с «1С: Фреш».

При выборе компании для настройки автоматизации главное, на что нужно обратить внимание, — это уровень компетенции консультантов, а не самая низкая цена на рынке. Вы покупаете не коробку, а интеграционное решение, и как по ходу внедрения, так и в дальнейшем у вас возникнет множество вопросов, на которые ваш поставщик должен уметь дать ответ, а, к сожалению, это далеко не так в компаниях с дешевыми продуктами и высокой текучкой персонала.

Узнайте, есть ли у вашего потенциального поставщика примеры успешных внедрений в торговых точках вашего типа — например, продуктовые магазины и магазины одежды сталкиваются с разными задачами и требуют разных подходов.

Проведите хотя бы минимальное интернет-исследование относительно того, какое программное обеспечение или оборудование вам предлагают: где и кем оно производится, известно ли оно на рынке, есть ли описание характеристик и инструкции по использованию, предоставляются ли гарантийные талоны, есть ли у поставщика услуга по сопровождению программного обеспечения.


Правильная автоматизация бизнеса позволяет обезопасить предпринимателя, сделать его бизнес более эффективным, прозрачным и клиентоориентированным, а не просто учесть требования законодательства. Однако чтобы это случилось, бизнесу необходимо осознанно подойти к оценке текущего уровня развития и амбиций, изучить существующие подходы и выбрать тот, который не будет в будущем досадным ограничителем. Узнать больше и оценить все возможные опции всегда можно с помощью консультантов из компаний-автоматизаторов. Так, например, «Компания Пионер» уже 20 лет помогает предпринимателям из Центральной Азии автоматизировать проекты — от начальной стадии до развития сетевого бизнеса. Присоединяйтесь к каналу в Telegram, чтобы быть в курсе происходящего в мире ритейла, ресторанного бизнеса, логистики и того, какое влияние на данные сферы оказывают современные технологии — в нашем регионе и во всем мире.