Статьи о бизнесе

Как выгоднее перевозить товары

Организация доставки из Китая, Турции, стран СНГ и Европы

Как выгоднее перевозить товары
Саят Бейсенов

Саят Бейсенов

учредитель компании Silkway Transportation

Содержание статьи

Правильно организованная логистика снижает затраты, а значит, увеличивает прибыль. Небольшим предприятиям часто приходится самостоятельно решать логистические задачи — на чем, как и через кого перевозить товары.

Основная цель логистики — доставить груз с минимальными затратами. У каждого бизнеса свои логистические задачи. Например, для фирмы, импортирующей сырье, нужны услуги транспортной компании с таможенным оформлением и подготовкой документов, тогда как для небольшой кондитерской, работающей с доставкой по городу, хватит услуг курьерской службы.

Для междугородних и международных доставок нужно знать объем груза, для этого надо перемножить длину, ширину и высоту. От объема груза зависит выбор транспорта и его стоимость.

Какой транспорт выгоднее

Для малого и среднего бизнеса оптимальным вариантом остается автотранспорт. Это быстро, недорого и надежно. Стандартный груз для фуры — 20 тонн.

Если нужно перевезти бо́льший объем груза, то лучше выбрать железнодорожный транспорт. При заполнении целого вагона — это 63 тонны, железнодорожные перевозки будут самым выгодным вариантом.

Авиадоставку выбирают, когда сроки важнее стоимости. Доставка занимает 3–7 дней, в зависимости от места забора груза. Есть ограничения по массе и габаритам — нагрузка на 1 кв. м воздушного транспорта не должна превышать 400 кг.

Стоимость доставки зависит от маршрута, срочности, веса и объема груза. Например, самолетом дороже, но быстрее, а автотранспортом дешевле, но дольше.

Оплата, как правило, совершается при получении груза либо по 50%-ной предоплате. За транспортировку негабаритных грузов применяется повышенный коэффициент. После перезамера груза важно уточнить окончательную стоимость, так как она может оказаться больше предварительной цены.

Отправка грузов

Есть несколько вариантов отправки грузов. Выбор влияет на стоимость и безопасность транспортировки.

Один из вариантов — фрахтовое авто, когда под груз клиента выделяют отдельную машину без догруза. Транспорт может быть разной вместимости и тоннажа — от 500 кг до 20 тонн. Этот вариант выбирают, когда беспокоятся за сохранность груза и не хотят, чтобы его перемещали из одной машины в другую. Доставка грузов отдельными машинами выгодна по срокам и позволяет перевозить опасный, хрупкий или негабаритный груз.

Зачастую для снижения затрат логистические компании предлагают клиентам консолидацию груза — собирают несколько партий товаров в одну машину, один вагон или грузовой отсек. Отправка сборного груза выгодна, если у вас небольшая партия. Такой метод дешевле в пять раз, чем отдельный транспорт без консолидации. Если груз хрупкий, то нужно уточнить у транспортной компании, что еще планируют перевозить и будут ли перегружать товар на стыковочных станциях — при перемещении груз могут повредить. Чтобы сэкономить на перевозке, можно заранее самостоятельно упаковать либо сообщить транспортной компании о необходимости дополнительной защиты.

Виды упаковки

При перевозке важно надежно упаковать груз. Компании могут предложить разные виды упаковок:

  • Паллетный борт — это деревянный контейнер с регулируемой высотой. Груз должен соответствовать параметрам: высота до 2 м, длина до 1,15 м, ширина до 0,75 м, вес до 1 тонны. Паллетные борты не используются при авиаперевозках, являются многоразовой тарой и не отдаются клиенту. Стоимость перевозки увеличивается на 25%.
  • Жесткая упаковка (деревянная обрешетка) — деревянный каркас, который подходит для хрупкого, крупногабаритного и нестандартного грузов. Высота не должна превышать 2 м. Не используется для малогабаритных грузов, так как увеличивает вес и объем. Стоимость перевозки также вырастает на 25%.
  • Воздушно-пузырьковая пленка применяется для хрупких или имеющих пустоты грузов, требующих дополнительной фиксации внутри упаковки. Можно комбинировать с другими видами упаковки.
  • Картонная коробка нужна для небольших грузов весом до 35 кг.
  • Паллетирование — это размещение груза на поддонах с последующим стягиванием пленками. Сам поддон весит около 25 кг, а его грузоподъемность в зависимости от распределения груза составляет 1000–1500 кг.

Доставка из Китая и Турции

Многие предприниматели, ведущие бизнес с этими странами, не занимаются доставкой самостоятельно, а пользуются услугами транспортно-логистических компаний или карго-доставкой.

Карго-доставка — это способ сборной перевозки, когда в одной фуре или железнодорожном контейнере едут партии разных товаров для нескольких получателей. Если предпринимателю нужно перевезти 200 кг какого-либо товара, то не нужно арендовать целый контейнер, а можно выкупить в нем место. С помощью карго-доставки перевозится почти все: одежда, обувь, стройматериалы, электроника, мебель, автозапчасти и т.д. Такой тип грузоперевозок распространен в Китае и Турции. Доставка занимает от двух недель.

Логистическая компания может взять на себя все вопросы доставки: прием груза от поставщика на складе, упаковку, доставку до места назначения, таможенное оформление, подготовку сопроводительных и разрешительных документов. Предприниматель просто получает свой груз с готовыми документами.

Выбор перевозчика

Начинающим предпринимателям нужно осторожно выбирать перевозчика, чтобы не нарваться на «серые» схемы ввоза товаров в страну. Такие перевозчики могут собирать разные заказы, а на таможне все задекларировать как единый товар, например, стройматериалы. Если таможенник «свой», машина пересекает границу, предприниматель получает товар, но без каких-либо документов. Такое нелегальное сотрудничество чревато рисками — товар могут конфисковать на границе, а получить компенсацию невозможно, так как нет документов на руках.

Как распознать такие компании:

  • отсутствие договора с фиксированными условиями сделки,
  • низкая цена по сравнению с другими транспортными компаниями,
  • нежелание предоставлять информацию о статусе груза и схеме работы.

Компании, работающие по «белой» схеме, заключают договор с прописанными условиями, ответственностью сторон, сроками доставки, перевозят груз через границу и занимаются растаможкой. Товар, привезенный из Китая и Турции таким способом, можно поставить на баланс предприятия и перепродавать.

Доставка из России, других стран СНГ и Европы

Для доставки товаров из России, Беларуси и других стран СНГ нужно найти транспортно-логистическую компанию. Предварительно предприниматель готовит четыре документа — товарно-транспортную накладную (ТТН), сопроводительную накладную на товар (СНТ), международную накладную CMR и транспортную накладную на груз. Многие транспортные компании готовы взять на себя оформление всей необходимой документации.

Далее логистическая компания подбирает наиболее оптимальный маршрут и транспорт исходя из локации, объема и веса груза. Как правило, это авто- или железнодорожные перевозки. Затем заключается договор с компанией и на каждую перевозку составляется заявка. Сроки доставки в зависимости от направления варьируются от 7 до 20 дней.

Доставка по Казахстану

Доставка по Казахстану отличается лишь количеством документов — нужны только ТТН и накладная на груз. В остальном процедура идентична.

Стандартная газель, которая перевозит грузы по Казахстану, имеет определенные размеры — 4 м в длину и по 2 м в ширину и высоту. Объем — 16 кубов. Если груз занимает 1 куб, то логисты заполняют оставшиеся 15 кубов другими заказами. При отсутствии заказов газель заполняют любым грузом, следующим по тому же пути, либо ждут дополнительных заказов, что ведет к задержкам.

В маленькие города товар доставляют автотранспортом до перевалочного пункта, а потом часто ищут другой транспорт, чтобы довезти до нужной точки.

Как выбрать логистическую компанию

В Казахстане есть десятки крупных и мелких транспортных компаний для разных задач. Чтобы сделать правильный выбор, нужно оценить грузоперевозчика по нескольким критериям — репутация, предлагаемые сроки, гарантии, тарифы.

Транспортировку крупных партий груза лучше доверить компаниям, зарегистрированным в качестве ТОО и работающим более года. Наличие офиса, штата сотрудников, юриста, официального сайта, реальных положительных отзывов тоже имеют значение.

Не стоит доверять компаниям, обещающим доставить груз из Москвы в Алматы за один день. Скорее всего, это недобросовестные компании, которые могут действовать как мошенники — забрать груз и требовать за него деньги. Нужно ориентироваться на реальные сроки — оценить примерное расстояние по маршруту на машине и добавить один день запаса.

Кроме того, надежный перевозчик предоставляет клиенту гарантии: в договоре по оказанию транспортных услуг указываются точные сроки доставки, время в пути, пени за просроченный срок доставки и форс-мажорные обстоятельства. Если такая документация не предусмотрена, сотрудничать с этой логистической компанией опасно.

В отдельных случаях нужно страхование груза. Как правило, перевозчики рекомендуют застраховать груз, если его стоимость превышает 2 тыс. долларов. В любом случае транспортно-логистическая компания берет на себя обязательство по сохранности груза. Некоторые транспортные компании мелким шрифтом пишут, что при неправильной упаковке груза, компании не несут ответственность. Лучше заранее обсудить упаковку и доплатить при необходимости.

Когда обращаться к специалистам

Компании, которые перевозят грузы по Казахстану до 100 кг, могут организовать логистику самостоятельно, используя такие сервисы, как DELLA, Fa-Fa.kz и inDriver.

Если вес груза более 100 кг, то лучше довериться транспортной компании.

Для международных перевозок при любом весе стоит выбирать транспортную компанию, которая будет нести полную ответственность за груз по договору, и отслеживать путь товара по трек-номеру.


Организация логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Нужно выбрать максимально подходящий маршрут и транспорт, чтобы снизить затраты и увеличить прибыль. Выбор транспорта зависит от объема груза и влияет на стоимость перевозки. Для МСБ автоперевозки остаются наиболее выгодным вариантом, а доставить товар в сохранности и в срок помогут транспортно-логистические компании.