Сотрудник сжег шиномонтаж перед началом сезона
Как «переобуть» бизнес за две недели
Содержание статьи
Супруги из Усть-Каменогорска начинали бизнес с маленькой шиномонтажной мастерской на окраине города. Сейчас у них шесть действующих точек по городу. Анна Ананина рассказала об общем с мужем бизнесе, сложностях и том, как выстроить безубыточный шиномонтаж, чтобы получать стабильный доход весь год.
Как все начиналось
В 2014 году муж решил открыть шиномонтаж в одном из микрорайонов города. Сам утеплил и обустроил вагон-контейнер, нашел поставщиков оборудования, закупил необходимые материалы. На открытие точки ушло около 1 млн тенге. Мы были молодыми и не особо считали деньги. Нашли сотрудника, у мужа на тот момент была своя основная работа. Приезжали туда раз в неделю и узнавали, как продвигаются дела. Когда по итогу первого месяца сотрудник протянул нам 50 тыс. тенге в качестве прибыли, мы поняли, что делаем что-то не так.
Мы не могли уделять шиномонтажу больше времени. Несколько лет бизнес приносил лишь небольшой доход — около 100 тыс. тенге в месяц. Все изменилось, когда супруг потерял работу, стал таксовать и параллельно заниматься шиномонтажом. Мы начали ежедневно приезжать, контролировать, заниматься продвижением бизнеса. Установили видеокамеру — стали меньше воровать. Размещали рекламу в городских пабликах Instagram. Во время сезона организовали акцию — каждому клиенту дарили маленький символический подарок. Разносили листовки на стоянки и клеили их на лобовое стекло автомобилей. Все это дало свои результаты — точка начала приносить больше прибыли.
Расширяемся
После рождения первого ребенка мы хотели улучшить свои жилищные условия и съехать с маленькой полуторки в старом доме. Продали грузовую машину, которая у нас была, и вложили в новое строящееся жилье.
В этот же период купили еще одну шиномонтажку. Родственники были в недоумении и не одобряли наши действия: муж таксует, у нас кредиты и маленький ребенок. Но наше решение было твердым, мы привыкли прислушиваться только друг к другу.
Почему мы решили расширяться, а не концентрироваться на развитии имеющихся точек? Потому что шиномонтажные мастерские — это локальный бизнес. Если человек пробьет колесо в одной части города, в другую он не поедет, будет искать место для ремонта рядом. В маленьком вагоне спектр услуг не расширить. Например, у нас три точки стоят в радиусе 5 км. Прокат дисков есть только в одной из них, поскольку нецелесообразно делать его во всех трех — оборудование дорогое. В сезон все машины одной точкой физически не отработать.
Спустя какое-то время мы открыли третью точку. Быстро нашли клиентов и раскрутили, но потом собственник помещения решил, что будет сам развивать на этом месте шиномонтаж и попросил освободить место. Тогда мы пошли в банк и напротив этой локации купили помещение в кредит при поддержке фонда развития предпринимательства «Даму». Точка того собственника так и стоит, но у него часто закрыто, поэтому к нему мало кто приезжает.
После каждой неудачи мы всегда решались на что-то новое и большее. В 2021 году мы снова взяли землю в аренду и начали строить павильон для шиномонтажа со всем спектром услуг. В проект вложили 12 млн тенге. Работы были почти завершены, и мы готовились к старту весеннего сезона.
Девушка, у вас горит шиномонтажка
В один из завершающих дней стройки, в 4 утра раздался звонок и голос в трубке сообщил: «Девушка, у вас горит шиномонтажка». На мой вопрос «Какая?», услышала название улицы, на которой у нас находились две шиномонтажки, и одну из них мы открывали со дня на день. Мы рванули на место и выяснилось, что горит наша старая точка.
Это был небольшой павильончик, а внутри хранилось оборудование примерно на 10 млн тенге — станки, инструменты и всякое для мелкосрочного ремонта. Внутри были камеры, колеса для продажи, а резина горит очень хорошо. Все сгорело, но огонь не успел распространиться на соседние контейнеры. Нам повезло, что рядом находилась пожарная часть, спасатели быстро приехали и потушили пожар. Рядом с нами находились два контейнера с автомобильными запчастями и магазин. Мы компенсировали какую-то сумму на изделия, которые у них поплавились, но в целом отделались малой кровью. Если бы сгорел соседний контейнер автозапчастей, нам это обошлось бы в 100 млн тенге.
Позднее выяснилось, что пожар — это вина нашего сотрудника. Мы не стали привлекать его к ответственности, просто уволили. Он обещал вернуть деньги, но его расписка так и лежит у нас где-то среди бумаг.
Сезонный бизнес
Шиномонтаж — это сезонный бизнес. Пожар случился в конце февраля, а в середине марта уже начинается сезон смены зимних резин на летние. Это самая горячая пора, которую предпринимателям нельзя упускать.
«Переобувочный» период длится 4—6 недель осенью и 6–8 — весной. В сезон, как правило, одна точка успевает переобуть около 50 машин. В остальное время — 10—30 ремонтов в день.
Сначала мы решили не тратить деньги на восстановление и отправить клиентов на новую точку, но в последний момент вернулись к строительству. У нас оставались некоторые материалы, часть мы докупили, поставщик дал нам оборудование в рассрочку. Всего за две недели на месте сгоревшей шиномонтажки, мы отстроили новую. Денег было впритык. На месте работали 6—7 рабочих. Чтобы не тратиться им на обед, я ночью готовила еду — первое, второе, компот и салат. На тот момент дочка была маленькой, брат помогал с ней, а я разливала еду по контейнерам — 10 литров борща, плова, салатов из овощей. В этот период муж приходил в полночь, сразу ложился спать, а рано утром уходил на работу. Это был настоящий челлендж. В итоге мы успели открыть мастерскую к сезону.
Конкурент открывал точки прямо напротив наших
За годы работы мы выяснили, что открывать мастерскую желательно в спальном районе, рядом с АЗС, торговыми домами или недалеко от оживленной транспортной развязки.
У нас небольшой город, и мы ориентируемся по ситуации: если какие-то точки не приносят прибыль, то мы уходим оттуда, предупредив арендодателя за месяц.
Однажды мы заметили, что рядом с нашими мастерскими стали появляться конкуренты. Мы адекватно относимся к конкурентной борьбе, но здесь явно прослеживалась стратегия — открываться именно там, где точка уже наработана и есть трафик. Явление неприятное, но распространенное.
Наши продажи упали, но мы не обанкротились. Мы решили извлечь из ситуации выгоду — близкое расположение конкурентов позволило нам наблюдать за ними и предлагать клиентам больший выбор и лучшие услуги. Зацикливаться на этом и бросать все силы на борьбу с конкурентом не имеет смысла, у нас рыночная экономика.
Сложно найти непьющих работников
Одна из проблем шиномонтажных мастерских — поиск сотрудников. Сложно найти непьющего, добросовестного работника с определенными навыками. История с пожаром показала нам безответственность персонала в этой сфере, но именно от этого зависит бизнес: качество оказанных услуг влияет на трафик и постоянных клиентов, а значит, и прибыль.
Раньше все деньги сотрудник забирал ежедневно и в любой момент мог не выйти на работу. Сейчас мы ввели систему сдельной оплаты труда, когда работник забирает только часть ежедневной прибыли, а остальное получает как зарплату. Доход — 50/50. В самый плохой месяц средняя зарплата составляет 150 тыс. тенге, а в сезон (а это примерно четыре месяца в году) — 600–700 тыс. тенге.
Рекомендации по открытию шиномонтажа
Доход мастерской напрямую зависит от места: если локация выбрана удачно, то в сезон будет выстраиваться очередь.
Выбирайте место с удобным заездом и парковочными местами как минимум на две машины. Обязательно учитывайте, что расстояние от шиномонтажа до жилых домов должно быть не менее 15 метров.
Для традиционного шиномонтажа достаточно купить балансировочный стенд, шиномонтажный станок, три домкрата, компрессор, мелкие инструменты, аппарат для варки боковых порезов и расходники. На это оборудование уйдет примерно 2 млн тенге. С таким набором можно «переобувать» машины и балансировать колеса.
К дополнительному относится оборудование для ремонта дисков и шин. Если оно есть, то можно предложить клиентам дополнительные услуги, что позволит вам зарабатывать не только в сезон. Дополнительный доход также приносит аргонная сварка, правка дисков, дошиповка шин.
Еще есть сезонное хранение шин — когда клиент оставляет зимние шины на лето. Для этой услуги нужно проветриваемое помещение без влаги, а также налаженная система учета этих шин. Это большая ответственность — помещение может сгореть, шины могут украсть. Рисков много — выгоды мало.
Перед запуском рекламы важно, чтобы сама точка была приметной — яркая вывеска, красивый павильон из качественных материалов. Это вызывает доверие клиентов. Мы сейчас рекламу запускаем в 2ГИС и Instagram. С блогерами не работаем. Раньше делали листовки, сейчас не практикуем, но на всех точках есть визитки, которые раздаем водителям.