Balama: как заработать на концертах андеграундных музыкантов

Договориться с менеджерами, найти спонсоров и слышать аудиторию

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

автор

Ира Дубчак

Ира Дубчак

редактор

Сабит Бакытжан

Музыкальные ивенты Balama — это целые события для отечественного андеграунд-сообщества. Команда привозит в Казахстан артистов нишевых музыкальных направлений, не рассчитанных на массового слушателя. О том, как собрать аудиторию, найти финансирование, привезти любимую группу и не уйти в убыток, рассказал соорганизатор фестивалей Balama и SHU[LAMA] Сабит Бакытжан.

С чего всё начиналось

Я очень люблю музыку. Я большой поклонник пост-панка (жанр рок-музыки. — Прим. авт.), и мне давно хотелось привозить свои любимые зарубежные группы к нам в страну. Как-то раз мы с друзьями написали одной группе с предложением выступить в Казахстане, а те взяли и согласились.

Вообще мы начинали с организации фестивалей комиксов. С 2015 по 2019 год мы привозили очень много блогеров, например, Сыендука, который озвучивал мультсериал «Рик и Морти», Райана Норта — канадского сценариста мультсериала «Время приключений». Но со временем поняли, что выросли и потеряли интерес к тематике. Так и перешли на музыкальные ивенты.

Наша команда — это компания друзей. Свою работу мы воспринимаем как хобби, которое приносит удовольствие. В основном приглашаем тех артистов, которые нам самим нравятся. Мы не ограничиваем себя в музыкальных направлениях и не хотим иметь клеймо организаторов мероприятий определенного жанра. В рамках фестиваля Balama привозим андеграундный рэп, пост-панк, панк-рок, инди-музыку, а еще организуем SHU[LAMA] — это электронные ивенты с известными диджеями.

Первый опыт

Первыми мы привезли группу «Перемотка» — это достаточно популярная пост-панк группа из России. Затем привозили группы Super Besse и Motorama, электронного музыканта Mujuice. Сейчас у нас за плечами огромное количество привозов, поэтому когда кого-то приглашаем, то диалог с ними складывается очень легко. Что-то в духе: «Привет, прилетишь?» — «Привет, прилечу!».

В первый раз было страшно приглашать, потому что у нас не было опыта работы с артистами. Но все прошло хорошо, мы даже перевыполнили райдер. Ведь есть у нас такое понятие, как казахское гостеприимство, мы старались дать то, чего не было в райдере — свозить на экскурсии на Медеу и Коктобе, например. В первый раз было волнительно, а дальше мы работали с мыслью, что сможем выполнить что угодно.

Выстраивание отношений с артистами

Музыкальными мероприятиями мы занимаемся уже практически два года. За это время провели порядка 30 мероприятий, набралось много шоукейсов. Некоторым группам после первой совместной работы организовали туры по Казахстану, в Кыргызстан возили, скоро в Узбекистан поедем. Приятно, когда приглашаешь музыкантов, а они остаются довольными: потом обращаются менеджеры с предложением организовать группе тур или привезти других своих артистов. Мы с менеджерами всегда на связи, идем на уступки, а после они сами обращаются — в этом плане у нас со всеми выстраивается легкий диалог.

Управление бизнесом

Форма бизнеса

Мы зарегистрированы как ИП, платим налоги, социальные отчисления. К тому же мы работаем со спонсорами, а для брендов нужно все оформлять документально. Для меня самого очень важно делать все правильно, каждую копейку провести официально.

Команда

У нас команда большая. Пять человек всегда работают на ивенте, человек 15–20 заняты в подготовке и проведении мероприятия. Есть талантливый дизайнер Кирилл, есть звукорежиссеры. Мы привыкли работать с одними и теми же людьми, которые разделяют наши взгляды и понимают направление работы. Этим людям не нужно постоянно отправлять правки или комментировать работу — они сразу делают так, как должно.

Несмотря на то, что мы все дружим вне работы, у меня есть правило: когда дело касается бизнеса, дружеским отношениям нет места. На мой взгляд, это важно, особенно в стрессовых ситуациях, когда приходится быть ответственнее и говорить жестко.

Организация фестиваля

Связаться с менеджером

Для того чтобы пригласить артиста, мы ищем контакты его менеджера в социальных сетях. Чаще всего общаемся в мессенджерах — так диалог идет быстрее. Договориться о приезде артиста можно всего за 30 минут, если есть обоюдный интерес. Нам важно, чтобы артисту было комфортно, мы хотим сделать его пребывание в Казахстане интересным, поэтому сразу предлагаем провести экскурсии, накормить, а не просто выступить и уехать домой.

Изучить райдер

Все требования артиста указаны в техническом райдере, и все можно обсудить. В райдере уточняются такие вещи, как, например, гостиница с определенным количеством звезд, ее расположение — некоторые просят подобрать ближе к локации. Или артист может оказаться вегетарианцем, и питание нужно подобрать соответствующее. Иногда бывают необычные условия в райдере, например, одна группа просила постер с динозавром. Ситуации разные бывают, не всегда нужно выполнять все пункты, поэтому лучше уточнить это.

Недавно мы привозили легендарного DJ Assault из Детройта — он считается родоначальником одного из электронных жанров. В его райдере были требования по наличию бассейна и тренажерного зала в гостинице. Соблюдать условия несложно, главное — чтобы у артиста остались хорошие впечатления и менеджеры не писали недовольные сообщения. Но такого у нас еще не было.

Найти спонсоров

Поначалу мы все делали на чистом энтузиазме и были готовы возить артистов, которые нам нравятся, просто чтобы пожать руку и сфотографироваться. Думали, что объявим группу и соберем деньги, сами писали брендам и просили стать спонсорами. Сейчас все наоборот — многие хотят с нами работать, и мы пишем только в том случае, если видим, что бренд хорошо бы нам подошел.

С этого года мы со всеми работаем по договору. В прошлом году мы не знали, сколько денег поступит от спонсоров, потому что они меняли суммы или отказывались, а в этом году мы планируем бюджет каждого мероприятия и заранее просчитываем, кого смогли бы привезти. Мы сотрудничаем с такими компаниями, как Gorilla, Red Bull, Grant’s Whisky, Heineken, Tiger Beer, JBL. На каждый ивент у нас разные спонсоры, мы открыты ко всем.

Мы представляем спонсоров на фестивале и делаем бренд-зону. Алкогольные бренды ставят свои бары. С некоторыми брендами делаем офлайн- и онлайн-интеграции. К примеру, недавно с билетным агентством zakazbiletov.kz разыгрывали путевку в Тбилиси за покупку билета на Большой Летний Фестиваль, а с производителем звукового оборудования JBL — колонку за 200 000 тенге.

Найти локацию

Локацию мы подбираем исходя из динамики продаж билетов. Нет смысла заранее искать место на тысячную аудиторию, когда на мероприятие может собраться всего 300 человек. Конечно, бывает, что менеджеры просят отправить варианты, и мы подбираем что-то, но всегда предупреждаем, что ближе к мероприятию могут быть изменения. Например, Motorama выступали в павильоне «Космос» — это пространство на 200 кв. м, и 700 человек стояли буквально друг на друге. Мы переоценили возможности площадки, но менять было поздно, так как все было уже заявлено и оговорено с артистом.

Установить стоимость билета

Средний ценовой диапазон — 6 000–10 000 тенге. Наша аудитория — от 18 до 30 лет, и мы понимаем, что мало кто из них готов платить 15 000–20 000 тенге за билет. Поэтому нам очень важны спонсорские деньги. Мы ставим довольно низкие цены на билеты и стараемся держаться такой политики, иначе аудитория не поймет. Зрители видят только результат, не представляя объем затрат: перелет, проживание, гонорар артиста, аренда локации, монтаж сцены и многое другое.

Развитие бизнеса

Продвижение

Мы продвигаемся в социальных сетях. Иногда достаточно того, чтобы артист написал у себя на странице, что выступает в Алматы — и все начинают друг другу пересылать. Есть такие артисты, чье имя говорит само за себя, и пользователи сразу спрашивают: «Где купить билеты?». К выступлению группы «Буерак», например, мы даже промо особо не готовили — люди сами сделали 2 000 репостов. Но если артист известен только в узких кругах, то мы запускаем рекламу, развешиваем постеры по городу, рассказываем о группе в наших соцсетях.

Для проекта SHU[LAMA] мы приглашаем известных музыкантов, делаем анонс и за неделю выкладываем список артистов. А в рамках Balama приезжают нишевые группы, тут мы можем рассказать об артистах и провести розыгрыш.

Практически все наши мероприятия идут с приставкой «Впервые в Казахстане», а артисты представляют андеграунд-сцену. Тем не менее мы можем собирать 700 человек без особой рекламы. Поэтому мы открыты и к тем группам, у которых аудитория 100 человек, и к тем, кто соберет 500 человек, потому что мы хотим продвигать андеграунд в нашей стране.

Конкуренция

У организаторов есть негласное правило — не соперничать. Мы не ориентируемся на других и не перехватываем аудиторию, потому что у наших фестивалей совершенно разные музыкальные направления. Мероприятия могут проводиться в одну дату, и в этом нет ничего страшного. Важно хорошо делать свою работу, а не переносить даты, ведь у каждого своя ниша, свои слушатели. У нас около 5 000 подписчиков, и, даже если на наш фестиваль придут всего 20–30% из них, это уже хорошо.

Окупаемость

На прибыль влияет много факторов, в том числе гонорар артиста. Чем именитее хедлайнер фестиваля, тем больше у него запросы. Чтобы окупить привоз одного артиста, достаточно собрать 50 человек, а для другого надо собрать минимум 500–600 человек с учетом спонсорской поддержки.

Затраты

Самый дорогой концерт нам обходился в 8 500 долларов без учета перелета. Самый бюджетный — 500 долларов. Сейчас артисты сами обращаются к нам, некоторые даже готовы выступить, если мы оплатим перелет. Но мы из уважениям к артисту всегда ставим какой-то минимальный гонорар.

Креатив

Мы стараемся печатать необычные пригласительные. Для выступления DJ Assault делали пригласительные в виде кассеты. Когда везли рок-группу «Щенки», сделали дизайн в виде упаковки с собачьим кормом, в которую положили мармелад в форме косточек. На выступление диджея Summer of Haze сделали пригласительные в виде банданы, на который нанесли принт SHU[LAMA], вдохновляясь тем, что артист всегда носит банданы и закрывает лицо. На одном фестивале спонсором выступал Aviasales, и мы придумали пригласительные в виде авиабилетов, разнесли их по барам на Фурманова и выложили в инстаграме информацию об этом. Мы всегда стараемся покреативить, придумать что-то поинтереснее обычной бумажки.

Правила Balama Fest

Мы проводим ивенты разного формата и не хотим привязываться к жанру, локации и артистам. Также мы категорически против того, чтобы по чьей-то просьбе или по дружбе пускать артистов выступать. Если артист плохой, мы так и скажем, что он не подходит.

До недавнего времени мы были максимально закрыты к начинающим группам, а сейчас приглашаем их выступить, берем на себя расходы: звук, бэклайн, фронтлайн, расходы на таргетированную рекламу, бесплатный вход. Нам важно, чтобы как можно больше людей могли услышать начинающих артистов.

Планы на будущее

Пока мы привозим русскоязычные группы, но понимаем, что надо выходить на международный уровень. Для этого нужно еще немного прокачаться, наработать больше аудитории и потом приглашать кого-то из Европы. А вот на Большой Летний Фестиваль мы привезем Томми Кэша, это большое событие для Казахстана, ждем большого отклика у аудитории.

Это самое кайфовое в работе для меня — когда ты долго слушаешь кого-то в наушниках, а потом привозишь на родину и не только слушаешь вживую, но и общаешься лично, и понимаешь, что это очень простые ребята.

Советы начинающим предпринимателям

Если ты занимаешься ивентами, то разумно исходить не из того, что сам любишь, а из того, что актуально — оно всегда принесет прибыль. Мы очень часто делаем опросы в соцсетях и хотим быть с аудиторией на одной волне, смотрим запросы. Иногда бывает, что удочки кидаем нашим пользователям, намекаем, что привезем того или иного музыканта. Можем в сторис выложить песню, и люди уже понимают, что мы скорее всего привезем этого артиста.

Главный совет — заниматься тем, что нравится, и только тогда бизнес начнет приносить прибыль. Когда к делу не лежит душа, то всегда будут «но» и «не хочу». Ты сам себе будешь ставить преграды, и результат будет не очень. А если ты горишь, то рано или поздно это начнет приносить деньги.