My Motiv: как открыть свадебную полиграфию с нуля

Превратить хендмейд на дому в востребованный бизнес

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Сайина Тайгозина-Давыдова

Бизнес «своими руками» — это про столичную мастерскую My Motiv по изготовлению праздничных бонбоньерок и цветочных коробок. Ее хозяйка Сайина Тайгозина-Давыдова рассказала о том, как начать работать на себя без вложений и поддержки, совмещать работу с воспитанием четверых маленьких детей и помогать слабослышащим с трудоустройством.

Как создавалась мастерская

Начиналось все с флористики. Меня с детства тянуло к творчеству, к оформительской работе, и я открыла цветочный магазин. Однако спустя семь лет у меня началась аллергия на растения. Тогда я занялась оформлением свадеб, так как благодаря работе в цветочном научилась составлять красивые композиции. Это было сложно — требовалось выходить по ночам. Когда у нас появился второй малыш, такой график стал совсем неудобным, потому что нужно совмещать работу с уходом за детьми. Мамой ведь ты являешься круглосуточно.

Когда сыну исполнился год, я поняла, что нужно искать работу с графиком как в обычном офисе. Мы с супругом решили открыть свое дело — свадебную полиграфию. Поменяли ОКЭД нашего ИП, стали производственниками. Но мы называем себя мастерской, потому что иногда делаем не полиграфические вещи. Со временем открыли еще ТОО, чтобы компании, которые хотят с нами работать, могли получать все необходимые сопроводительные документы.

Изделия и изготовление

Мы мастерим бонбоньерки, круглые коробки, конверты и сургучные печати. Начинали с бонбоньерок. Бонбоньерка — это небольшой презент, который вручается гостям. Сначала мы мастерили пустые коробочки, а с этого года еще и наполняем их. Затем стали делать круглые коробки для цветов — они сейчас более прибыльны. А что касается сургучных печатей, то мы заказываем металлические заготовки и гравируем.

В наличии ничего не держим, потому что все заказы индивидуальные. Клиент выбирает цвет и форму изделия, а мы показываем, как будет выглядеть итоговый вариант, принимаем заказ, закупаем бумагу и собираем все вручную. Работаем только с итальянской дизайнерской бумагой — заказываем тот цвет, который выбирает клиент. С бумагой было очень тяжело во время карантина: появились проблемы с доставкой, а скачки валют сильно влияли на стоимость сырья. Плохо, что у нас нет своих производителей бумаги — мы сильно зависим от поставок.

К примеру, однажды я заказала миниатюрные книги у производителей из Алматы. Ребята несколько месяцев делали дизайн и очень долго все утверждали. Я тогда была на седьмом месяце беременности и, не дождавшись заказа, разорвала с ними контракт уже в роддоме. Работать с ними больше не хотелось, и цена на эти книжки была высокой. В Казахстане очень туго с производителями в этой сфере, поэтому сейчас такую продукцию заказываем у россиян.

Вложения в бизнес

У нас изначально не было капитала. Работаем уже седьмой год, но по ощущениям мы до сих пор на старте. Каждые полгода-год мы копим, занимаем деньги, берем кредиты. Большие кредиты нам еще не одобряли. Весь доход мы вкладываем в бизнес — на оборудование, сырье, ремонт помещения.

Для полиграфической работы нужны мощные принтеры и станки — плоттерные, вырубные, режущие. Почти все станки мы брали в кредит, потому что оборудование очень дорогое. В общей сложности потратили на них около 15 миллионов тенге.

Помещение всегда арендовали, а во время карантина и вовсе перевезли все домой. Я оборудовала комнату под мастерскую. Сейчас мы купили свое помещение и занимаемся ремонтом — сами с мужем делаем входную группу, укладываем брусчатку.

Команда мастеров

Сначала я все делала сама. Вечерами мне помогал муж, особенно с тяжелой работой, с перетаскиванием картона, например. Затем стали нанимать студенток. Со временем мы поняли, что бизнес пойдет лучше, если с мужем будем вести дела вместе. Тогда он оставил свою работу, присоединился ко мне и, кажется, даже не жалеет об этом.

На второй год работы у нас все более-менее устаканилось, мы наработали клиентуру и смогли стабильно платить зарплату. Мы поняли, что в мастерскую нужны два-три постоянных работника. Сотрудников находили через объявления на OLX, начали брать в команду неслышащих девушек. Правда они постоянно менялись: кто-то замуж выходил, кто-то уходил работать по основной специальности. Сейчас у нас в команде пять человек, включая меня, в том числе две женщины предпенсионного возраста и одна неслышащая девушка.

Перед новым годом я подала заявку на программы трудоустройства — для людей предпенсионного возраста, социальные программы, первое рабочее место для студентов. Мне одобрили только последнюю, но сейчас я почему-то не могу найти студентов. А неслышащих я набираю через сурдопереводчиков — те публикуют мои объявления в группу WhatsApp, где и находятся желающие. Они работают как и любые другие сотрудники, мы платим отчисления и налоги, кроме ОСМС. А с бухгалтерами я работаю на аутсорсе.

Подбор персонала: как бизнесу помогают госпрограммы по трудоустройству

Процесс и объемы изготовления

Все изделия мы изготавливаем вручную, поэтому не можем брать большие объемы. Станки для серийного производства стоят невероятно дорого. Но и желания покупать такой станок особо нет, ведь все удовольствие творческой работы — в процессе создания. В начале пути мы многого не знали, поэтому учились по видео на YouTube, смотрели работы западных мастеров, очень много пробовали, придумывали и изобретали сами.

Сейчас в неделю мы можем закрыть пять заказов на бонбоньерки — это около 800 штук, и два-три заказа на круглые коробки — порядка 400 штук.

Процесс построен так: я обучаю технике изготовления, если заказ сложный, то сначала собираю все сама, затем показываю девочкам и прошу повторить, и поправляю, если где-то неправильно.

Если мы автоматизируем работу, то не сможем создавать рабочие места, а это важно. Неслышащие девушки не могут устроиться на работу, потому что они многого не умеют, а когда заканчивают школу, то им предлагают учиться только на парикмахера или швею, парням — на сапожников и водителей. Среди нас очень много людей, которые не слышат, и у них очень ограничен выбор при трудоустройстве. Я бы хотела запустить курсы для неслышащих в своей сфере, чтобы потом они могли устроиться на работу.

Продвижение и конкуренция

В основном мы продвигаемся через сарафанное радио. Я работала в свадебной сфере с девушками, которые сейчас тоже занимаются оформлением и организацией. Они знают меня как человека и знают, как мы щепетильно относимся к заказам. Поэтому, когда я запустила полиграфию, они были уверены, что я не подведу.

Еще я веду три страницы в инстаграме — по бонбоньеркам, круглым коробкам и сургучным печатям. Рекламу запускаю сама. Посмотрела на YouTube видеоуроки по таргетированной рекламе, разобралась самостоятельно. С предметной съемкой аналогично — я заходила в группы, изучала информацию, как фотографировать и располагать изделия. Люди должны сначала влюбиться в фотографию и только потом заказывать. Если я чего-то не понимаю, то ищу информацию самостоятельно. Ведь не у каждого, кто работает на себя, есть возможность нанимать SMM-специалистов и фотографов.

С конкурентами мы дружим. У нас есть общая группа в WhatsApp, где мы общаемся, помогаем друг другу. Если понимаем, что не можем взять объемный заказ, то отправляем в группу полное техническое описание, и те, кто более-менее свободен, забирают заказ. По сути, у нас нет конкуренции, потому что «қазақтың тойы бітпейді» (Прим. автора: «казахи празднуют бесконечно»).

Работа с клиентами

Я почти всех своих клиентов помню. Многие из них обращаются по два-три раза. Есть те, кто заказывали у меня на узату, свадьбу одного сына, второго, рождение детей. Мы — как семейные доктора, только семейные бонбоньерщики.

Однажды клиентка разделила заказ на два разных вида бонбоньерок — 70 миниатюрных книг и 70 бонбоньерок с конфетами. Книги заказываем в России, и в то время я закупала их по 100–200 штук, потому что денег было немного. Я отложила клиентке 70 книг, остальные сразу раскупили. Спустя время она сообщила, что передумала, и попросила заменить конфеты на книги. Мы на свой страх и риск заказали еще, а дело было зимой, во время буранов. К несчастью, машина застряла в снегу, заказ приехал в воскресенье, а свадьба прошла еще в субботу. Разумеется, клиентка была заранее обо всем предупреждена, так что к мероприятию мы держали в запасе конфеты на случай, если доставка задержится. Так и случилось. Мы отвезли им бонбоньерки с конфетами, все прошло хорошо, но я тогда была в положении и сильно понервничала.

С клиентами мы работаем по предоплате. Заказ полностью обговаривается, затем мы сразу запрашиваем у поставщиков информацию о бумаге нужного цвета. Договор с клиентом не заключаем, так как заказы единичные, не постоянные. Я отправляю клиенту счет на удаленную оплату, а он — предоплату 50%. Это, конечно, не покрывает расходы всего заказа, ведь мы сейчас делаем бонбоньерки с наполнением, и 70–80% суммы уходит на бумагу и начинку.

Иногородним я отправляю заказы только после 100%-ной оплаты — сначала показываю на видео результат работы, чтобы они тоже были спокойны, затем ищу машину. Если заказы большие, то доставку оплачиваем сами: все-таки они заказали из другого города и доверились мне, не видя лично. Однажды мы делали оформление шоколадок, клиент остался должен 20 тысяч тенге. Обещал оплатить, но обманул. Это был первый и последний раз, когда я отдала заказ без оплаты.

В этом году я попрощалась со многими клиентами из-за того, что перестала делать пустые бонбоньерки. Мне легче делать не спеша три-четыре заказа в неделю. Сейчас мы установили нормальный график: работаем пять дней в неделю, как положено, и отдыхаем по вечерам и выходным — у всех дети, семьи.

Доставка заказов

Заказы приходят со всего Казахстана. За границу тоже отправляли, были клиенты из Уфы, Сочи, Баку, Москвы, Новосибирска — у нас цены ниже, чем там. Но я стараюсь не работать с другими странами, потому что доставка дорогая и нет уверенности, что заказ доедет до адресата.

По Казахстану доставку делаем с нашими внутренними компаниями: «Рика», CDEK, InDriver. С InDriver отправляю на свой риск, надеясь, что все будет хорошо. Я ни с одной логистической компанией договор еще не заключала. Со CDEK не очень понравилось работать, и доставка, как и у «Рика», очень дорогая. Поэтому большие объемы мы отправляем через InDriver, а со CDEK и «Рика» только маленькие заказы: сургучные печати, конверты.

Работа с поставщиками

Большинство наших поставщиков находятся в Алматы. Бонбоньерки наполняем чаем, медом-суфле, шоколадом, пирожными макарон. Есть маленькие цветочки — их заказываем из Нидерландов. Мед-суфле покупаем у «Медолюбов», чай берем на развес, фасуем, оформляем. Пирожные заказываем у Mi Amor. Мы работаем с теми, кто вкусно и качественно готовит. Для нас качество превыше всего.

С поставщиками мы не заключаем договор, это в целом в нашей сфере редкость. Но еще и не было такого, чтобы меня обманывали. Только один раз подвели с бумагой — обещали, что есть на складе, а оказалось, что только 20% от нужного объема. Но тогда клиенты согласились на то, что коробки будут трех оттенков синего.

Себестоимость и прибыль

Цена зависит от сложности работы. К примеру, сейчас мы делаем сложные коробки из переплетного картона. На них уходит три дня: режем, клеим, сушим. Такие коробки стоят от 1000 тенге, они аккуратные, плотные и красивые.

Но так было не всегда: сначала я мониторила рынок, смотрела чужие предложения и ставила цену повыше. Казалось, что человек, который больше платит, будет меньше придираться.

Себестоимость складывается из затрат на расходники, зарплату сотрудникам, кредит на технику, коммунальные платежи, помещение. Сейчас помещение свое, но мы все еще выплачиваем за него кредит. В итоге остается примерно 10–15% от заказа — это наша чистая прибыль. Мы не считаем точно, потому что и сами работаем, у нас с мужем нет стабильной зарплаты.

Сотрудникам зарплату я выплачиваю наличными или переводом, но не через бухгалтеров. Бухгалтеры делают нам все отчеты, вместе со мной проводят оплаты в интернет-банкинге. Я им даю одноразовый код, а они при мне удаленно оплачивают. Наверное, я бы и сама могла это делать, но пока некогда разбираться.

Еще я думала подавать заявку на субсидирование, но не люблю бумажную волокиту: сбор документов, бизнес-план. Поэтому пока я избегаю этого.

Планы на будущее

Я хочу открыть производство коробок в Алматы и на западе — в Актау или Атырау. Там ведь тоже есть неслышащие люди. Я не за количеством гонюсь, а за тем, чтобы мы могли создать больше рабочих мест. Понимаю, что с маленькими детьми особо не разгонишься, поэтому жду, когда они подрастут, а пока читаю книги о делегировании и поиске сотрудников — мне и самой надо расти.

Но думаю, что в этом году, если будет время, я подам заявку на госпрограмму с курсами для слабослышащих. К этим курсам я бы еще хотела привлечь цветочные и пекарни: они тоже страдают от нехватки мастеров.

Советы предпринимательницам с детьми

В первую очередь, советую вести бизнес так, чтобы дела шли не во вред детям. С маленьким ребенком сложно работать где-либо, кроме как на себя. Очень важно, чтобы и супруг поддерживал и помогал, потому что некоторые думают, что жена сидит дома и занимается непонятно чем. А ведь может получиться так, что у нее доход в два-три раза больше, чем у мужа, который целыми днями официально работает в офисе. Тут нужно большое желание и умение совмещать ребенка и работу. А чтобы не выгорать, нужно постоянно развиваться, придумывать и создавать что-то новое, расширять бизнес. Ведь выгораешь только тогда, когда делаешь одно и то же постоянно, и это надоедает.

Сейчас у нас очень многие занимаются похожим бизнесом, повторяют друг за другом. Поэтому начинающим предпринимателям я хочу посоветовать учиться, развиваться в своей сфере, читать книги, смотреть обучающие видео, адаптировать что-то зарубежное и классное под наш менталитет. И все обязательно получится.