Тотальный театр: как создать независимый театр

Главное — не бояться экспериментировать

Дана Ермухан

Дана Ермухан

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Антон Зайцев

Тотальный театр осенью 2023 года открыл свой пятый сезон. Работающий в разных направлениях и жанрах, театр не боится смелых экспериментов и приглашает актеров и режиссеров. Его режиссер и художественный руководитель Антон Зайцев рассказал, с чего начинается независимый театр, что нужно для его открытия и как привлечь зрителя.

Рождение Тотального театра

Сомнений в выборе профессии не было никогда. Я учился в седьмом классе, когда мама, увидев мой живой интерес к перчаточным куклам, подарила мне ростовую куклу зайца, а в 13 лет я пришел в частный детский театр «Зазеркалье» в Алматы и попросился к ним на репетиции — сначала в качестве наблюдателя, а потом и в роли актера-кукольника. Меня интересовало все: закулисье, процесс подготовки к спектаклям, сцена.

После окончания школы я поступил в Российский государственный институт сценических искусств на факультет театра кукол в Санкт-Петербурге. Получил актерское, а после и режиссерское образование. Во время обучения, в 2016 году, мне предложили стать главным режиссером Государственного театра кукол в Алматы. В 21 год я стал самым молодым режиссером театра. Сейчас я продолжаю там работать, но уже реже что-то ставлю. Есть определенные плюсы работы в государственном театре — стабильная зарплата, укомплектованный штат сотрудников, костюмеры, но там меньше свободы.

Впоследствии основатели театра «Зазеркалье» пригласили меня управляющим директором. Я проработал там два года, мы сделали несколько крупных проектов, но в ходе подготовки к постановке «Рок. Кармен» по мотивам Проспера Мериме в интерпретации режиссера Элистина Михайлова, мы сильно разошлись в творческом плане с основателями театра. Они не хотели видеть такой репертуар на своей сцене, а я считал, что спектакль выведет театр на новый уровень. В итоге я ушел из «Зазеркалья». Однако проект уже был запущен, режиссер и артисты были готовы к работе, поэтому мы решили запустить спектакль самостоятельно.

Театр детей «Игра» дал пространство для репетиций. Подготовка шла полным ходом. Помню, как для реквизита нам были нужны табуретки — я одолжил у дедушки, мы их покрасили и использовали в сцене. Так, своими руками и собирался спектакль. Мы выпустили «Рок. Кармен» — это был успешный проект, современная драма с элементами пластического театра и театра объектов. Мы решили, что хотим делать это дальше. Я был свободен и понял, что нужно создавать бренд. Так родился Тотальный театр.

У меня и арт-директора Елены Локшиной уже был опыт создания частных театров: мы открыли первый в Казахстане театр кукол для взрослых, в котором поставили спектакль по Рэю Брэдбери «Жила была старушка», плюс мой опыт работы в «Зазеркалье», к тому же Лена является одним из основателей театра ARTиШОК.

Мы пришли в театр не из бизнеса, мы из театра пришли в бизнес. Для нас главное — творческий фокус, куда сегодня смотрит театр. Если не будет достойного репертуара, то и продавать зрителю нечего. Бывает, что на некоторые рабочие процессы мы смотрим по-разному, но важно все обговаривать. Нами руководят не деньги, а идея и человеческие отношения. Честность, дружба, любовь — важно, остальное — решаемо.

Первая сцена и поиск помещения

Спектакль «Рок. Кармен» мы начали ставить в детском театре «Игра». Зрители не понимали, почему на сцене детского театра выходит взрослый спектакль. Потом мы переехали в пространство «Трансформа» и играли там, пока в нашем репертуаре не появился спектакль «Я есть», где нам нужно было установить около 10 дымовых машин, и сцена перестала нам технически подходить. Поиск нового помещения занял полгода — мы ежедневно просматривали варианты на досках объявлений. У нас были определенные технические критерии — мы планировали использовать трехметровую лошадь, искали площадку с высокими потолками. Но подходящих вариантов не было.

Театральные люди часто верят в судьбу и силу энергии. В какой-то момент мы осознали, что делаем что-то не то и решили отпустить ситуацию, отменить премьеру и ждать подходящего времени. Как только мы расслабились, мне позвонили друзья и предложили помещение, которое подходило по всем параметрам.

Новое помещение требовало ремонта. Нужно было заново построить сцену. Помню, как в ходе ремонта электрики сообщили: «Здесь не может быть театра, не хватает электричества, с города приходит только 10 кватт», а нам нужно было больше. Мы пригласили около 15 электриков, и каждый спрашивал про киловатты. Со слезами на глазах я говорил: «Я — режиссер, я ничего не знаю». Это был период огромного роста.

В итоге мы разобрались со всеми тонкостями. Сделали сцену, но денег на фойе не осталось, его закончили только этим летом.

Мы открылись и стали играть.

Философия театра — объединение жанров

Мы не театр в обычном понимании, мы — театральная компания. Такой системы управления в Казахстане до нас не было. Театр имеет три подразделения: взрослый театр, детский театр и театральная студия.

Во взрослом театре нет постоянной труппы — на каждый проект приглашаем артистов. Как директор театра, я могу позвать интересного режиссера, который привезет свою команду. Мы подписываем соглашение и контракт на один сезон, артисты получают оклады.

Зачем ограждать себя рамками, когда можно приглашать на спектакль того артиста, который подходит именно для этого проекта? Для балетной постановки мы позовем профессиональную балерину, а не будем ставить на пуанты актрису из труппы. Это и проще, и лучше. Концепт Тотального театра — это объединение всех жанров под одной крышей.

В детском театре работает постоянная труппа. Ее артисты могут участвовать во взрослых постановках и работают в театральной студии. Если мы ставим спектакль с цирковыми элементами, то приглашаем педагогов и растим эту труппу. Актеры детского театра — универсальные артисты.

Мы свободные люди и выступаем за разный театр, но нам не интересны политические высказывания и хайповые темы, потому что они сегодня есть, а завтра нет. Нас привлекают экспериментальные вещи. Например, мы ставили спектакль «Я есть» по мотивам книги «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» Сидни Хопкинса. Это история о парне, которого случайная встреча с маленькой девочкой Анной заставила по-новому взглянуть на жизнь. Прочитав роман, я понял, что меня это волнует и я хочу поставить это на сцене. Мы готовились к постановке около пяти лет (что в классическом театре было бы недопустимым), думали над инсценировкой, декорациями, а когда нащупали нужное, спектакль вышел за месяц. Постановка поднимает вечные вопросы — о дружбе, одиночестве, жестокости и любви. Вот это нам интересно. Планируя постановку, мы думали, что ее никто не поймет, но решили, что она нужна нам и будем играть ее для себя и своих друзей. Сейчас это хит, на этот спектакль сложнее всего купить билеты. И так со всеми вещами.

К 170-летию Абая меня попросили поставить спектакль в театре кукол. Я полгода изучал творчество поэта, прочитал его «Слова назидания» и другие произведения и нашел то, что волнует и меня как человека. Тогда я пришел к директору и сказал, что знаю, о чем буду ставить спектакль. Так появилась постановка «Абай. Впечатления». Важно, чтобы театр не пытался диктовать свои идеи режиссеру и давал ему максимальную свободу.

Ничто не остановит меня делать театр

С момента открытия театра прошло уже несколько лет, а мы все никак не могли завершить дела. Нужны были деньги на ремонт фойе и сценический свет. В поисках инвестиций мы обращались к предпринимателям, занимающимся крупным бизнесом. Мы были уверены, что нам помогут, ведь мы делаем реально хороший театр, а бизнесмены осознают, что важно воспитывать в человеке человека. Писали разные письма. Кто-то ответил, кто-то нет, были и те, кто написал, что мы молодцы. Ну, это все смешно. Никто нас тогда, конечно же, не поддержал. Расстроен ли я этим? Нет. Меня ничто не остановит делать театр.

А помогли нам друзья и зрители. Мы решили собрать деньги через краудфандинговую площадку. Тогда это было модно, все так делали. Объявили о сборе 600 тыс. тенге, но в итоге получили лишь половину от этой суммы. Для спонсоров, помимо абонемента на год в театр, придумали забавные номинации, например, все в театре обращались бы к спонсору «‎Ваше сиятельство» — такая игра слов, ведь мы собирали деньги на световое оборудование. Собранных денег нам не хватило, но какие-то потребности мы закрыли. Сильно помог мой друг Андрей Утьев, директор компании Ata Lux. Он знал, что я строю театр, и предложил подарить нам свет.

Сегодня мы заранее планируем расходы. Большая часть прибыли идет на новые постановки. Цена билета на спектакль зависит от затраченных на него денег. Сегодня самый дорогой спектакль — это «Гуинплен. Погружение» по мотивам романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». Билет на него стоит 12 тыс. тенге. Он самый затратный, но и самый масштабный — с танцами, песнями, живой музыкой и большим количеством людей. Это единственный спектакль с антрактом — его продолжительность 2,5 часа. Действие начинается в фойе, потом зрители смотрят первый акт, а когда выходят в фойе на антракт, то пространство полностью преобразовывается и там происходит другое театральное действие.

Распределение ролей

В театре нужно быть многофункциональным — каждый из членов команды должен понимать весь процесс, но при этом быть сильным в своей области. Каждый из нас может помыть полы и покрасить стены, сшить одежду и сыграть спектакль, но есть вещи, в которых каждый из нас силен и на них нужно концентрироваться. Поэтому в какой-то момент распределение обязанностей стало принципиально важным, иначе театр не смог бы идти вперед. Делегирование помогает выделять время на развитие театра. Театр состоит из нескольких отделов: актерский цех, постановочная команда, администрация, отдел маркетинга и отдел продаж.

Пару лет назад мы решили обозначить все ключевые показатели эффективности. Сели писать, но ничего не получилось, все только переругались. Прошло два года, и естественным путем мы пришли к этому. Написали инструкцию, в которой зафиксировано, как правильно открывать дверь, что и в какой последовательности говорить зрителям, сформировали миссию — «Через тотальное искусство к осознанности, осознанность есть тотальное проживание жизни». И все стало легче и поехало по своим рельсам. Нам это казалось понятным как дважды два, но оказалось важно проговорить и записать все это.

Сейчас у нас в театре работает около 50 человек — это и приглашенные, и штатные сотрудники. Наши артисты сами приносят реквизит и стирают костюмы. В этом есть свой энергетический вклад в роль и постановку в целом. В месяц мы играем около 30 спектаклей.

Методы продвижения

Мы придумываем разные активности для продвижения театра. К примеру, с недавних пор наши ростовые куклы вечером появляются возле детских садов, фотографируются с детьми и родителями и заодно раздают листовки с репертуаром и расписанием.

Есть классические методы продвижения — официальный сайт, который сейчас дорабатывают наши дизайнеры, и социальные сети — у взрослого и детского театров отдельные аккаунты. Билеты на спектакли можно купить и на разных сервисах.

Нас часто спрашивают, когда мы приедем в Астану. Сейчас мы не готовы открывать там филиал, но после того как мы стали делегировать обязанности, у нас появляется возможность съездить в столицу с гастролями.

Если вы хотите делать театр

Чтобы открыть маленький или большой театр, нужно желание это сделать. Что такое театр? Это не кулиса, не сцена, не помещение, это — ничто. Есть актер и есть зритель, и театр — это энергия между ними. Я могу начать сейчас играть моноспектакль, а окружающие будут на меня смотреть. Им понравится — они получат эмоцию. Вот это и есть театр. Все театры мира возникли на улице, на площади.

Если вы хотите делать театр, то начинайте его делать — сначала дома для родных, потом для друзей, придумайте спектакль. Если есть лужайка — придумайте спектакль на лужайке, если есть чердак, то театр на чердаке. Главное — понять, что я хочу и могу сказать. Задайте себе вопрос: «Для чего я открываю театр, что хочу сказать людям?». Например, вы планируете открыть детский театр в прекрасном городе Уральске и ощущаете, что в нем не хватает солнца. Вам кажется важным, чтобы у детей было солнце и они чаще его видели. Тогда вы создаете спектакль про солнышко, придумываете выразительные средства. Например, чтобы ребенок почувствовал тепло, принесете лампу и будете греть руки, а чтобы ощутил его мягкость, создадите нечто мягкое, чтобы обнимать.

Не бойтесь, не сомневайтесь и идите вперед. Когда мы открывались, у нас не было готово фойе. Накануне открытия мы докрашивали стены. В зале стояла огромная синяя бочка, которая была нужна на случай отключения воды, не было зеркала и гардероба. Мы не знали что делать. Тогда Лена взяла плакаты и начала писать шутки: «Здесь будет зеркало, а пока улыбнитесь», «Эта бочка некрасивая, но она нам нужна», «Вот здесь будет гардероб, а пока куртки можете оставить на спинках стульчиков». Шутка стала спасением. Поэтому если ты свободен и доверяешь этому миру, относишься к жизни, как к игре, то все будет легче.

Помните о том, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. А главная задача Творца — это создание. Он наградил нас даром создавать. Так почему бы этим не воспользоваться?