Как уральский завод перестроился под условия рыночной экономики
Как советский завод спецтехники смог адаптироваться, модернизировать производство и зарабатывать
Компания «УральскАгроРемМаш» ведет свою историю с 1955 года. Раньше завод ремонтировал сельхозтехнику, выпускал бензовозы и автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, а после распада Советского Союза начал самостоятельный путь.
О том, как перенастроить производственные процессы, чтобы завод продолжал работать, развиваться и приносить деньги, рассказал заместитель директора
Аскар Сагинов.
История завода
В советское время у завода были плановые госзаказы — до 6 тыс. единиц автотехники в год. Основным видом деятельности был капитальный ремонт автомобилей и двигателей к ним, но кроме этого завод выпускал промышленную продукцию: автоцистерны, бензовозы, цистерны для нефтепродуктов — освоил литье из чугуна для производства запорных задвижек, изготавливал детали из пластмасс и резинотехнические изделия.
В 1993 году завод преобразован в АО «УральскАгроРемМаш». Первые годы были сложными, не понимали, как дальше работать. В 1996 году предприятие находилось на стадии банкротства, поэтому по инициативе новых акционеров сменилось руководство и, соответственно, стратегия.
Новый этап начался в 2000 году, когда завод освоил производство пожарных автоцистерн. За это время специалисты конструкторского бюро разработали и изготовили более 30 моделей пожарных автоцистерн, а всего создали 60 моделей спецтехники.
В 2010 году в цехах завода провели модернизацию в рамках двух государственных программ. Завод расширил линейку продукции и начал выпускать коммунальную технику: поливомоечные машины и мусоровозы.
Направления производства
Сейчас у завода три производства: первое — сборка шасси IVECO, второе — специальная автотехника (тралы, кислотовозы, бензовозы, автоцистерны, полуприцеп-цистерны) и третье — пожарная техника.
Сборка шасси IVECO
Есть лицензионное соглашение с европейской компанией, которое позволяет производить шасси для грузовиков и коммерческой техники.
Направление включает в себя сборочное производство разной техники:
- IVECO Daily — малотоннажные шасси с грузовой подъемностью 3–5 тонн,
- IVECO Eurocargo — среднетоннажные шасси с грузовой подъемностью 8–15 тонн,
- IVECO 682 — тяжелотоннажные шасси с грузовой подъемностью 20–25 тонн.
Специальная техника
Это еще одно направление в производстве, продукция востребована на рынке Казахстана. Сейчас преобладают госзаказы, но руководство завода планирует увеличить долю коммерческой техники.
Завод выпускает спецтехнику на шасси КамАЗ, МАЗ, IVECO: автотопливозаправщики, водовозы, термофургоны, автогидроподъемники, мусоровозы, бортовые автомобили с крано-манипуляторными установками, автосамосвалы, комбинированные дорожные машины; производит прицепную технику: прицеп-цистерны, полуприцеп-цистерны, полуприцеп-тяжеловозы (тралы), полуприцеп-самосвалы, полуприцеп-зерновозы, полуприцеп-цементовозы.
Противопожарная техника
Противопожарную технику заказывают в основном государственные ведомства. Договоры заключаются в начале года, а сдача происходит в конце года. На изготовление техники уходит от трех до восьми месяцев, поскольку техника сложная и состоит из тысячи деталей и механизмов, для изготовления которых требуются металл и комплектующие, которые покупают в Европе и России. Когда случился пожар в Абайской области, с заводом связывались представители госструктур, чтобы узнать, есть ли готовая техника. Сейчас у завода нет возможности работать на склад, техника производится только под заказ.
Ежегодно внутренний рынок Казахстана потребляет около 100–150 единиц пожарной техники. Однако для того чтобы обновить парк, этого недостаточно. К примеру, Департаменты по чрезвычайным ситуациям многих областей пользуются техникой 90-х, 2000-х годов. Нужно ежегодно обновлять 300–400 машин, чтобы через 5–10 лет в парке была новая техника. Но, конечно, это зависит от бюджета.
Гарантия и постпродажное обслуживание
Эксплуатационный срок техники зависит от ряда факторов. Например, пожарные машины постоянно эксплуатируются в экстремальных ситуациях, поэтому темп изнашивания техники увеличивается. В любом случае завод дает гарантию минимум на один год, к тому же предприятие всегда на связи с каждым покупателем.
Постпродажное обслуживание, включающее замену масла и фильтров, завод выполняет вместе с поставщиком базового шасси. Последующие очередные техобслуживания выполняются на месте эксплуатационным персоналом. Если техника ломается в гарантийный период, завод отправляет выездную бригаду для выяснения причин поломки и устранения их.
Поставщики
За годы работы завод наладил связи и построил доверительные отношения со многими поставщиками.
Основной поставщик по металлу — Россия. Также завод сотрудничает с Турцией и странами Европы — Австрией, Италией, Словенией, Германией.
Пока предприятие все еще сильно зависит от импорта материала и комплектующих.
«Мы стараемся максимально закупать комплектующие и материалы в Казахстане, у отечественных товаропроизводителей, но, к сожалению, на нашем рынке выпуск продукции, которую мы могли бы использовать в качестве комплектующих, пока слабо развит».
Любые происходящие вокруг Казахстана ситуации влияют на ценообразование продукции. Так, военный конфликт в соседних странах напрямую отразился на деятельности завода — выросли транспортные расходы, следовательно, подорожала продукция. Если раньше все товары шли через Украину и Европу и доставлялись за 10 дней, то сейчас этот путь занимает минимум 20–25 дней и проходит уже через Турцию на паромах. Соответственно, транспортировка товаров обходится дороже в два-три раза. Но несмотря на все нюансы, предприятие продолжает работать.
Менеджмент
Сейчас в коллективе 230 сотрудников. Основное внимание уделяется производственному персоналу, так как это ядро компании. Остальные отделы направлены на обслуживание их интересов. Важно, чтобы производство никогда не останавливалось.
На заводе всегда рады молодым специалистам — от сварщиков до технологов и стараются раскрыть их потенциал. Если видны способности и рвение, даже несмотря на небольшой опыт, коллеги помогают развиваться — дают больше заданий, ответственности, обучают новым навыкам.
«По человеку сразу видно — хочет он работать или нет. Тем, кто неравнодушен к работе и стремится достигнуть большего, мы всегда относимся с вниманием. Тесно сотрудничаем с университетами, встречаемся с преподавателями, приглашаем выпускников на открытые дни. Год назад взяли двоих молодых специалистов, которые сейчас отлично влились и работают конструкторами».
Компания заботится о своих сотрудниках и предоставляет им социальный пакет, включающий в том числе бесплатные обеды.
Форс-мажорные ситуации
Производство — это бизнес, а бизнес — всегда связан с риском. Надо всегда быть готовым к любым неожиданностям.
«В конце 2022 года мы должны были поставить партию кислотовозов. Это очень сложная техника. В России их выпускают только пара компаний, в Казахстане — мы единственные производители. Для их производства необходимы специальные марки стали и комплектующие, которые мы заказываем из Европы. Из-за задержки поступлений под угрозой оказалось своевременное исполнение заказа. Организовали работу сначала в две смены, потом — в три. В итоге заказ успели сдать вовремя. Это было очень волнительно. Такие рабочие ситуации бывают, коллектив это понимает и готов выкладываться на все 100%».
Банковский заем выручает
В производстве всегда нужны деньги для оборота. К примеру, государственные заказы зачастую бывают без предоплаты, а для изготовления тех же пожарных машин нужны большие оборотные средства. Приходится искать варианты, в первую очередь, рассматривать кредиты.
«С одним из таких форс-мажоров нам помог Jusan. В этот период банк, в котором мы обслуживались, начал закрываться. Мы стали вести переговоры с другими банками. Jusan — один из первых, кто пошел нам навстречу. Мы не остановили производство. Если бы отсутствие оборотных средств затянулось еще на пару месяцев, то оказались бы в патовой ситуации — денег нет, заказ надо выполнять, иначе несдача в срок ведет к штрафным санкциям, пеням, а самое главное — попаданию в список недобросовестных поставщиков, что ведет к отклонению от участия в госзакупках».
Планы
Производство
Для того чтобы постоянно развиваться, необходимо обновлять производственный станочный парк.
«Все оборудование по технологическим операциям производства — резки, гибки, сварки — мы стараемся обновлять регулярно. Работа в этом направлении продолжится».
От государственных до частных заказов
В планах на будущее у завода — максимально отойти от госзаказов, так как такой формат работы не дает стабильности производству. В один год может быть густо, а в другой — пусто. Поэтому сейчас завод увеличивает долю поставки техники в нефтегазовом, частном секторах.
Экспорт
В ближайшие годы завод планирует выйти на экспорт продукции в страны СНГ. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — поставлены полуприцеп-тяжеловозы в Россию.
Время ребрендинга
Название «УральскАгроРемМаш» устарело и требует изменения. Это доказывает и практика: когда представители завода ездят на встречи и выставки, люди ошибочно думают, что деятельность компании связана с аграрным сектором — производством тракторов и сеялок. Поэтому руководство завода планирует ребрендинг предприятия.
Советы для начинающих предпринимателей
Нужно быть энтузиастом — любое производство требует максимальной отдачи. В первую очередь, предприниматель перед запуском бизнеса в обрабатывающем секторе должен получить хотя бы минимальный опыт в производстве, чтобы просто понять, как это работает. Открывать свое производство и не понимать процессы тяжело. Производство — это тяжелый трудоемкий, затратный, но очень интересный бизнес, который, как бы не казалось, не дает огромных денег. Для занятия им нужны огромное желание, стремление, энтузиазм.
Возможно, поэтому многие молодые предприниматели в поиске быстрых денег, не идут в производство, а двигаются в сторону направления «купи-продай».
Экономические и технологические условия вокруг постоянно меняются, поэтому необходимо обладать не только желанием, но и способностью адаптироваться, быть гибким и минимизировать издержки.