Бизнес-кейсы

Как открыть школу гончарного дела

И найти рабочий метод продвижения

Как открыть школу гончарного дела

Содержание статьи

Светлана Назарчук год назад открыла школу керамики и гончарного дела «ГончарЪ», где проводит мастер-классы для детей и взрослых, курсы повышения квалификации, арт-свидания и тимбилдинги. Светлана рассказала, как решилась на свой бизнес, что нужно для открытия творческой студии, какие методы продвижения работают, а какие — нет.

Больше не могла работать в найме

По образованию я педагог-коррекционист. Училась в Санкт-Петербурге, там же работала реставратором — мы воссоздавали утраты на фасадах, благоукрашали храмы, восстанавливали печи и камины. Очень интересный опыт. Например, мы реставрировали плитку на Соборной мечети, полгода сидели на лесах. Или часы на шпиле Адмиралтейства — я лично восстанавливала циферблат. Проработала так девять лет и вернулась домой, в Алматы.

Здесь устроилась на производство, мы делали посуду ручной работы для ресторанов. Но мне там было плохо — пыль, грязь. Тогда я устроилась в академию «Яблоко», где есть кружки по керамике, живописи, фотографии, отработала там год. Именно директор этой академии как-то сказала: «Надеюсь, ты не откроешь свою студию». Тогда я подумала — а хорошая же идея. Я благодарна академии — в керамике много брака, я уже работала с разными материалами, а там отточила свои навыки.

У меня не было денег на бизнес. Хотела сколлаборироваться с подругой — она занимается профориентацией для подростков, и я предложила снять общее помещение и попробовать вместе. Но сложилось так, что она просто одолжила мне денег — вот, делай сама, развивайся.

Нашла место и оборудование

Поиск места для такого проекта, как мой, — сложный процесс. Много условий, потому что работа с глиной. Нужна печь, для этого важно соблюдение техники безопасности, получение разрешений, выделенная линия. При каждом переезде сложности с электрикой.

Сначала я стала резидентом «Несанатория», эта площадка интегрировала разные творческие сообщества. Там было хорошо, но через три месяца нас оттуда выселили. Так я оказалась в Доме 36. Школа занимает отдельное здание в этом арт-пространстве, и в выборе такой локации есть свои плюсы.

Нужно было оборудование: гончарные круги, печь. Повезло — нашла нужные в Алматы. Глину, 200 кг, заказала в Экибастузе, а хорошие глазури — в России.

Я одолжила 2 млн тенге, чтобы хватило на покупку оборудования, расходников, три месяца аренды и арендный депозит. Подруга дала мне каникулы, я начала возвращать только через полгода и без процентов. Но это все равно сложно, я за год работы еще не вернула вложенное. У нас, несмотря на то что мы работаем в Алматы, очень низкие цены. Например, в Питере мастер-класс еще десять лет назад стоил 3 тыс. рублей, а у меня сейчас восемь занятий для детей — 25 тыс. тенге.

С точки зрения процессов у меня все организовано максимально просто: я использую календарь Google и дублирую информацию в журнале. Если что-то слетело в телефоне, то всегда есть бумажки.

Команда маленькая: два преподавателя, но поскольку нет такого потока клиентов, как хотелось бы, то каждый из них работает один выходной день в неделю. Еще есть договор с бухгалтером — у меня ИП на упрощенке, но, помимо отчетности и налогов, иногда надо разбираться с договорами и другими документами. Остальным занимаюсь сама.

Создала целую линейку услуг

Основное направление — это мастер-классы для детей и взрослых. Здесь я диверсифицирую доходы: продаю абонементы на курсы занятий, разовые мастер-классы, сертификаты. Взрослые приходят на арт-свидания и тимбилдинги. Покупают сертификаты в подарок — сейчас это актуально, потому что люди ищут в первую очередь эмоции. Работа с глиной — это арт-терапия, помогает снять стресс. Еще есть коворкинг: если ты умеешь работать с глиной, то приходишь, платишь за аренду помещения и круга, а я даю материалы, помогаю в процессе и потом обжигаю.

Во многих студиях проводят общие мастер-классы, например, завтра в 15:00 будем делать курильницы (Подставка для благовоний. — Прим. авт.). Я пробовала, но никто не позвонил и не захотел прийти в определенное заранее время. Кому-то понравилась идея, и они записались на удобный им день. У меня с этим вообще максимально гибко — я хочу, чтобы всем было классно и комфортно. Каждый делает то, что ему хочется. За один мастер-класс можно создать разные изделия — кто-то лепит, кто-то делает на круге. Никакого насилия. Правда, мне приходится быстро переключаться и подстраиваться, зато клиенты уходят наполненные и счастливые.

В каникулы большой поток детей. Есть комплексная программа, рассчитанная на год, есть отдельные мастер-классы. Я учу детей и лепить, и работать на гончарном круге, и разным техникам. При выборе тем учитываю сезон — например, ближе к Новому году мы делаем елочные игрушки, подсвечники, к 8 марта — керамические открытки для мам, шкатулки с ботаническими оттисками, держатели для украшений. Для любого занятия у меня есть образцы, идеи, но никакого давления — ребенок выбирает сам.

Занятие в нашей студии — классный вариант для детского дня рождения, особенно летом. После мастер-класса можно выйти во двор, побегать, купить горячий шоколад, покататься на качелях — территория Дома 36 это позволяет.

Отдельная категория — дети с особенностями. Поскольку я по профессии дефектолог, ко мне часто обращаются. Работа с глиной — отличная арт-терапия, развивает мелкую моторику, которая в свою очередь влияет на речь. Занятия с такими детьми сложнее: нужен постоянный контроль, присутствие родителя, контакт устанавливать труднее. Некоторые не дают к себе прикасаться, а это нужно, чтобы правильно поставить руки. Я чувствую здесь внутренний конфликт: за такой труд с точки зрения времени и ресурсов нужно брать больше денег, но мне не хочется брать плату вообще.

Мне хочется работать в основном со взрослыми, вести групповые занятия. Больше всего люблю учить лепить. У меня есть курсы повышения квалификации — за 12 занятий научу всему, что знаю сама. Я рассказываю все: как лепить, работать на гончарном круге, какие есть техники, как правильно работать с печью, сушить, какие свойства у глины и других материалов. Одна из моих учениц открыла творческую студию в ауле, две другие девушки — студию в городе Шу, а недавно у меня занимались три преподавателя из школы Монтессори.

Самый прибыльный для меня вариант — это частные заказы. Из последних — таблички на дома и керамическая рама для зеркала. Иногда привозят на реставрацию керамику, лепнину, гипс.

Использую разные методы продвижения

За этот год я попробовала много методов продвижения, часть из них оказались нерабочими. Надо делать, не сидеть на месте.

Во-первых, соцсети. Я начала вести Instagram сама, потом подумала: найму сммщика, будет делать классный контент, у меня вырастет количество клиентов. Но получилось так, что я хорошо платила, контент и правда был крутой, но от этого клиентов не прибавилось. Я только теряла деньги, и у меня оставалось большое количество свободного времени. Поэтому теперь я веду соцсети сама. Делаю контент, запускаю рекламные кампании. Еще работают репосты — и клиентов, и Дома 36.

Во-вторых, Ticketon. Продаю там билеты на занятия и подарочные сертификаты, оттуда приходит примерно треть моих клиентов. Я сотрудничаю с только этой площадкой, за эксклюзивность там выше процент и вообще больше плюшек.

В-третьих, отзывы на 2ГИС. У меня их немного, даже знаю, кто их оставил. Надо отвечать на каждый отзыв, правильно работать с ключевыми словами — например, у меня «мастер-класс», «организация праздников» и т.д. Я не покупаю платное продвижение — дорого.

В-четвертых, хорошая локация. Дом 36 — это арт-площадка, где много разных творческих ребят, это позволяет коллаборироваться. Например, летом делали лагерь для детей, провели один заезд. Дети за один день могут посетить нескольких резидентов — у меня лепка и гончарка, у кого-то рисование, балет, можно перекусить, во дворе поиграть. Сейчас Дом судится с владельцами, не до конца понятно будущее, но мы надеемся на лучшее и строим планы. Сама концепция Дома классная, можно придумывать и делать что-то вместе.

В-пятых, объявления. Рядом с нами есть один жилой комплекс, там всегда закрыто. Я как-то пробралась к ним и расклеила объявления. Ко мне оттуда пришли несколько детей, до сих пор занимаются. Жалко, что объявления быстро убрали.

В-шестых, сарафанное радио. Мои самые первые клиенты — люди из студии, где работает фотограф, которую я пригласила снимать контент для соцсетей. Опять же дети с особенностями приходят только так — мамы рекомендуют друг другу.

В-седьмых, работа с холодной базой. В нашем районе около 25 школ и 30 садиков, я звонила и отправляла коммерческие предложения. Этот метод оказался вообще нерабочим — в лучшем случае приходили вежливые «спасибо, подумаем».

Еще один неочевидный метод — сотрудничество с конкурентами.

Работаю с конкурентами

Перед тем как открыть бизнес, я прошла курс по экономике. Там прозвучала интересная мысль — конкуренции не существует. Важны твоя энергетика, самобытность, например, я педагог-коррекционист, реставратор — в этом моя уникальность.

У нас в городе 22 студии, с основателями двух из них я дружу. Мы перекидываемся идеями, наблюдаем друг за другом. Иногда ездим в гости, обмениваемся опытом. А еще помогаем — например, глина закончилась или срочно что-то нужно, можем подстраховать. Такой подход приносит много пользы бизнесу: бывают ситуации, когда отправляем друг другу клиентов. Например, у кого-то нет глазурования, а у меня есть, ребята дают мой номер. Или ко мне приходит большая компания, а у меня всего два круга — отправлю к ребятам, у них семь. Это и взаимовыручка, и клиент не ушел к другим конкурентам.

 

Если бы я начинала только сейчас, то дала себе один совет — не бояться. Иногда руки опускаются, был момент, когда вообще хотела все бросить. Но я знала на что иду. Сейчас сложный период, выживания и возвращения долгов. Но одновременно с этим есть свобода, я ее не променяю ни на что. Поэтому если бы я начинала все заново, я бы сделала все то же самое.