Я раскрутила танцевальную студию через Instagram

История о креативном продвижении бизнеса

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Я раскрутила танцевальную студию через Instagram

Жансая Кудайберген за четыре недели открыла школу танцев Fame в Астане. На второй месяц она вышла в плюс, через год масштабировалась и запустила франшизу, и в конце концов продала бизнес. Она рассказала о том, как искала инвестора, какими способами привлекала клиентов и как уложилась в такие невозможные сроки.

Как я пришла в танцы

Я в спортивной сфере с 16 лет. В студенческие годы обучилась на фитнес-инструктора и в 20 лет начала тренировать. В 24 года встретила своего бывшего супруга — он преподавал сальсу, а я благодаря ему влюбилась в танцы.

В начале 2019 года мы с ним открыли школу парных танцев и за месяц собрали клуб из 100 человек. Постепенно я поняла, что мне интереснее работать с девушками, да и в целом вести бизнес с супругом стало сложно: мы были вместе дома, вместе тренировались, вместе работали. Я решила работать отдельно и преподавать для девушек.

Я захотела свою студию

На танцах я прошла сильную личностную трансформацию. Они стали моей терапией: менялась я сама, мое восприятие тела, моя уверенность. Я начала смелее о себе заявлять, отстаивать личные границы, лучше себя чувствовать, больше себе нравиться — и это всего за полтора года. Мне очень сильно хотелось поделиться этим опытом с другими девушками.

Моей главной проблемой была аренда зала. Трудно найти подходящую студию: если она вместительная и комфортная, то находится где-нибудь на окраине города. А если до нее удобно добираться, то там всегда что-то не так: то помещение тесное и грязное, то проблемы с вентиляцией и плохой ремонт, то слабая администрация. Даже при переговорах с владельцами этих помещений всегда были какие-то «но». А мне хотелось иметь такое место, где самой было бы комфортно и преподавать, и заниматься без «но». Все это привело меня к мысли, что я хочу открыть свою студию.

Философия студии

Я — обычная казахская девочка из Шымкента. Я росла в очень традиционной, консервативной семье, где считается, что девочка должна быть успешной и в учебе, и в карьере, вовремя выйти замуж, родить детей, угодить мужу, родственникам мужа, собственным родственникам. Плюс у нас принято осуждать женщин за любое проявление себя, потому что она должна быть скромной, тихой, удобной, должна находить со всеми общий язык и улыбаться, и это действительно удобно для всех, кроме самой женщины, подчиняющейся этим правилам. Так воспитаны многие казахские девушки.

Танцы начали менять мой характер. Я научилась выражать свое мнение, обрела уверенность в себе, приняла себя и свое тело. Начала нравится себе, почувствовала себя красивой, женственной, а самое главное — перестала стесняться этого, ведь у нас это все табу, «ұят» (каз. «стыд». — Прим. авт.). А самое важное — у меня появилась уверенность в действиях.

Мне очень хотелось поделиться этим с другими девушками. Хотелось, чтобы они раскрылись, поставили себя приоритет, почувствовали, что с ними все в порядке, и увидели свою силу — они могут пробовать, ошибаться, заниматься бизнесом, путешествовать, жить для себя, что они личности, которые не обязаны всем угождать.

С чем я пришла в бизнес

По образованию я маркетолог. Помимо своего натурального интереса к сфере, я много занималась самообразованием, прочитала много книг, прошла кучу платных курсов — как по классическому маркетингу, так и по бизнес-образованию и всему, что касается социальных сетей. Все считают, что курсы преподают инфоцыгане. На самом деле, если к этому адекватно относиться, уметь извлекать информацию и учиться, то можно почерпнуть много полезного. Это дало мне огромную базу, и благодаря этому я достаточно быстро выросла и избежала многих ошибок.

На момент открытия школы мне было 28 лет. Я проработала в сфере услуг семь лет — тренировала в различных йога- и фитнес-студиях, арендовала много танцевальных студий, оттуда у меня появилась насмотренность — я примерно понимала, как это должно выглядеть, чего не хватает и что хотелось бы. Я много работала и с людьми — мы с бывшим супругом управляли школой танцев, поэтому я понимала, какая у меня целевая аудитория и какие процессы нужно выстраивать. Оставалось наложить это на полноценный бизнес.

Я нашла инвестора

Когда я решила открывать студию, то параллельно проходила курс по привлечению инвестиций. Это были офлайн-занятия о том, как составлять финансовую модель бизнеса, как правильно вести финансы, как посчитать затраты и составить предложение для инвесторов. По мере прохождения курса я выполняла задания, поэтому хотела сделать все здесь и сейчас, не откладывая. Возможно, поэтому все так быстро получилось.

Для тех, кто не знает о моем бэкграунде, все это звучит как случайный успех. Но у меня был большой опыт в преподавании фитнеса, йоги и танцев, я знала, в какую нишу пойду. Я выбрала нишу — студию танцев, и посчитала примерные финансовые показатели на ближайшие три года: сколько учеников может ко мне ходить, во сколько обойдется помещение, сколько стоят абонементы, сколько заложить на рекламу и какая будет прибыль. Затем я посчитала примерные затраты на ремонт, зеркала и шкафчики — за это спасибо коллегам: тогда обратилась к владельцам других студий и честно сказала: «Я хочу открыть свою студию танцев. Подскажите, пожалуйста, сколько вы потратили денег на ремонт?». Они поделились цифрами и контактами.

Потом я рассчитала долю инвестора. Вы можете найти его среди ваших знакомых, друзей или людей, от которых этого вообще не ожидаете. Главное — пытаться. Я подготовила предложение и разослала всем телефонным контактам, у кого могли бы быть такие деньги. Дополнительно я объявила об этом в Instagram и показывала процесс подготовки. Люди наблюдали, поддерживали и поверили в меня, и моим инвестором стала моя бывшая ученица.

Все получилось быстро

Далее началась подготовка к открытию. Я часто арендовала студии и постоянно мониторила помещения. На протяжении года я наблюдала за одной детской балетной студией на Триумфальной арке — мне очень нравилась локация. И в конце октября 2021 года, когда я искала помещение для своей студии, увидела его на Krisha.kz и начала вести переговоры.

Как раз тогда в Казахстане пошел тренд на инфобизнес. Я проходила курс «Как быть продюсером инфопродуктов», где на одном из занятий нужно было презентовать себя. Я рассказала, что преподаю танцы, хочу открыть студию и ищу помещение. И так вышло, что этот курс посещала менеджер коммерческих помещений в бизнес-центре «Москва». Мы списались, они мне предложили очень хорошие условия — открытое пространство с вентиляцией, светом, потолками. Туда требовался очень простой ремонт: гипсокартонные стены, пол, зеркала. В итоге я получила три огромных зала с общей площадью 346 кв. м. И локация классная — туда удобно добираться. Это было очень рискованно, но все оправдалось.

Студия открылась 5 декабря 2021 года. Весь процесс занял четыре недели — я нашла помещение и деньги, сделала ремонт, запустила рекламу, собрала команду и завела Instagram. Мы вышли в прибыль на второй месяц, прибыль росла очень хорошо, мы всегда были при выручке.

Студия Fame начала принимать всех, кто хотел научиться танцевать во взрослом возрасте. Мы давали женские стили, направленные на раскрепощение: High Heels (танцы на каблуках), Femme Choreo (смесь современных стилей), бачату (женский сольный танец), современную хореографию (contemporary) и бесплатное дополнительное направление для наших учениц — стретчинг (растяжка).

Работа с командой

В команду я набирала тех, кто мне нравился как танцор. Я смотрела, как они объясняют, как относятся к своему делу, хочется ли мне самой учиться у них. И самое главное — я хотела, чтобы они поддерживали мою философию, чтобы у них горели глаза, чтобы им откликалось. Думаю, это и сработало. Среди них было много начинающих ребят, которых никто не знал, и у меня тоже не было известности. Просто была вера в общее дело.

Мы выстроили хорошую систему администрации со скриптами и CRM-системой, мы всем вовремя отвечали и никого не теряли. Я работала с каждым преподавателем, разговаривала, учила, чтобы они подробно доносили материал и давали практики для раскрепощения. На тот момент этого никто не делал.

Работы было много. Я контролировала все рабочие процессы: занималась с преподавателями, следила за качеством занятий, разрабатывала маркетинговую стратегию. Администраторы у нас были с самого начала, а с мелкими задачами помогал ассистент. С SMM-менеджером мы работали вместе — я подсказывала темы и направления продвижения, договаривалась о видеосъемках. Таргетологу подсказывала, какой креатив выкладывать, что писать, с каким пабликом договариваться. Затем постепенно одна из администраторов доросла до управляющей, и я стала передавать ей задачи.

Секреты продвижения

Во время преподавания я активно вела социальные сети — в моем Instagram было 11 тыс. подписчиков. Тогда как раз появились Reels и стал популярен формат сторителлинга. Я рассказывала, как танцы изменили мою жизнь, и показывала, как готовлюсь открывать студию. Помню, до открытия оставалась неделя, а у нас пол не был постелен, стены не докрашены. Я снимала процесс подготовки каждый день, и в моих Stories развернулся живой сериал: подписчики голосовали, успеем ли закончить все за семь дней. Когда студия открылась, мы начали развивать аккаунт Fame. На самом деле мы ничего сверхъестественного не делали.

Таргетированная реклама

У нас безостановочно крутилась реклама. Мы делали качественные креативы, снимали красивые видео с видеографом. Я сама подбирала референсы, фотостудии, локации. На тот момент студии танцев не особо вкладывались в контент: в основном их открывали творческие люди, которые не рассматривали это как доходный бизнес, не вкладывали много денег. А мы на таргет тратили от 200–300 тыс. тенге в месяц — это не так много, но из-за непрерывности у нас шел постоянный поток заявок.

Позиционирование

Мы вели соцсети очевидно и понятно: подробно писали, как с нами связаться, где мы находимся, какие цены, как записаться, какие направления. Плюс я записывала в Reels личную историю, свою боль. Аккаунт студии был сильно завязан на мне, и это тоже сработало, потому что люди идут к людям — им откликалась моя история, она набирала просмотры и вдохновляла. Мы не преподавали танцы ради танцев, а предлагали терапию, трансформацию. Это все было искренне.

Партизанская реклама

Мы каждый месяц снимали бесплатный контент для наших учениц, чтобы они видели свой результат и мотивировались. Девушки получали профессиональный видеоролик на фоне нашего логотипа, постили у себя и отмечали нас. Так мы начали получать очень много бесплатной рекламы.

А когда стали набирать популярность мастер-классы, и в Астану начали приезжать танцоры, я бесплатно предоставляла им наши залы. Моя задача была в том, чтобы они нас отмечали и чтобы наши преподаватели могли бесплатно поучаствовать, расти и прокачиваться для улучшения качества занятий. В итоге видео с мастер-классов в наших залах были у всех, кто так или иначе был связан с танцевальной сферой. Нас отмечали и я получила еще больше дополнительной рекламы. Это получилось не совсем осознанно.

Бонусы для клиентов

В наш абонемент входили бесплатный стретчинг, ежемесячные мастер-классы с экспертами на различные темы, профессиональная видеосъемка. В раздевалках всегда пополнялись гигиенические принадлежности на случай, если кто-то что-то забыл: салфетки, прокладки, тампоны, носочки, резинки для волос.

Я всегда искренне старалась дать клиентам больше, чем просто абонемент. Мне хотелось, чтобы каждая девушка у нас в студии чувствовала, что о ней позаботились и к ней относятся с любовью. Именно это отношение создало огромное сарафанное радио, и наши ученицы рекомендовали нас своим знакомым.

Я решила продать бизнес

Я начала очень быстро масштабироваться, и в этом была моя ошибка. В первый же год я запустила две франшизы, и это чуть-чуть распылило фокус. А вторую студию я открыла на одиннадцатый месяц после старта. То есть за первый год у нас уже было два филиала и две франшизы.

В конце первого года я переехала в Дубай и начала процесс открытия студии там, из-за этого казахстанским студиям стало не хватать моего внимания, и мне пришлось продать их. Наверное, нужно было все-таки подождать пару лет, а я начала масштабирование до того, как бизнес стабилизировался. Но не жалею об этом: я получила классный опыт.

О чем стоит подумать в самом начале

Первое — дешевле всего купить чужой опыт. Если где-то есть адекватный бизнес-курс, книга или другой источник знаний по вашей сфере, где человек уже прошел этот путь и готов рассказать о своем опыте, то лучше заплатите за это. Максимально подготовьтесь и получите как можно больше знаний — так вы сможете избежать совсем глупых ошибок, которые обойдутся вам в миллионы или отнимут месяцы времени. Но и застревать на этом этапе тоже не нужно, иначе вы никогда не начнете.

Второе — реалистично посчитайте все цифры. Не берите их с потолка, не смотрите на других людей, не считайте чужие деньги в соцсетях. Вы понятия не имеете, у кого какие финансовые трудности на самом деле. У бизнесменов куча обязательств, рисков, неопределенности — будьте реалистами и принимайте решения исходя из реальных цифр.

Третье — подумайте, нужен ли вам бизнес. Он не всем нужен и не всем подходит, но у нас это сильно романтизировано, и все мечтают о своем деле. А бизнес — это не про постоянные путешествия и полную свободу. Здесь ты 24/7 несешь ответственность, постоянно переживаешь, думаешь, берешь на себя обязательства и разгребаешь последствия. Если у тебя убытки, никто не отменит аренду, зарплату сотрудникам, затраты на рекламу. Достаточно ли у вас крепкий стержень, чтобы выдерживать все риски и неопределенности? А если вы идете в бизнес, чтобы кому-то что-то доказать, то скорее всего, вас ждет очень болезненный жизненный урок.

Поэтому моя главная рекомендация — разобраться, чего именно вы хотите от жизни, и реалистично оценить — действительно ли именно бизнес даст вам желаемое.