Статьи о бизнесе

Как обеспечить безопасность платежей и избежать мошенничества

Защита транзакций в интернете

Как обеспечить безопасность платежей и избежать мошенничества

Содержание статьи

Сейчас почти никто не платит наличными, все выбирают карты и онлайн-оплату. Если не знать меры безопасности, то можно легко стать жертвой мошенников. Существует множество сценариев, по которым аферисты получают персональную информацию пользователя, а значит, доступ к его финансам. Подготовили для вас рекомендации, которые помогут обеспечить безопасность ваших транзакций.

Как действуют мошенники

Наиболее распространенный случай — мошенник представляется сотрудником кол-центра или службы безопасности банка, сообщает о подозрительных операциях по вашей карте (например, перевод большой суммы денег) и просит их подтвердить. Со временем такой метод стал малоэффективным, поэтому мошенники придумывают новые сценарии.

Например, рассылки по электронной почте. Дастану приходит письмо, что банк запускает розыгрыш автомобиля среди клиентов. Для участия достаточно перейти по ссылке в письме. Заинтересовавшись, Дастан кликает на ссылку и попадает на главную страницу банка, где необходимо ввести логин и пароль. После нажатия на кнопку «Войти» на экране появляется сообщение о технических неполадках на сайте банка. Дастану ничего не остается кроме как закрыть страницу и попытаться снова в следующий раз.

В начале месяце Дастан должен заплатить за аренду. Он отправляет онлайн-платеж арендодателю. Но позже выясняется, что деньги поступили на счет не арендодателя, а незнакомого третьего лица. Как так получилось? Когда Дастан хотел поучаствовать в розыгрыше автомобиля от банка, он стал жертвой мошенников — ссылка из письма вела на сайт, замаскированный под страницу банка. Введенные на этом сайте логин и пароль Дастана оказались в руках мошенников. Получив доступ к интернет-банкингу Дастана, они поменяли реквизиты его онлайн-платежей на собственные. Теперь, когда Дастан перечисляет средства на счет одного лица, они начисляются на тот счет, который указали мошенники.

Давайте разберем ошибки, которые допустил Дастан, чтобы их не повторить.

Меры безопасности банковских платежей

Проверяйте электронный адрес отправителя

Несмотря на то, что письмо отправлено от имени банка, адрес отправителя может отличаться от настоящего электронного адреса банка. Например, вместо jusan.kz может стоять jysan.kz — разницу в одну букву заметить трудно.

Установите антивирус

Дастан не обратил внимание на отличие электронного адреса отправителя от банковского и перешел по ссылке в письме. Будь у него активный антивирус на ПК, то подозрительный веб-сайт оказался бы заблокированным.

Установив антивирус на своем ПК, можно защитить себя не только от подозрительных сайтов, но и от вредоносных файлов: существует риск скачать или перенести с флешки на компьютер вирус. Таким путем мошенники также могут получить доступ к вашим персональным данным.

Не храните персональные данные на ПК и не передавайте их третьим лицам

Бывают случаи, когда мошенники подключаются к компьютеру своей жертвы. Тогда есть риск, что они получат доступ ко всем сохраненным в браузере логинам и паролям.

Рекомендуется не хранить на ПК логин и пароль от онлайн-банкинга и других сайтов, имеющих доступ к личной информации и финансам. Если вы в данный момент не работаете за компьютером, то лучше всего его заблокировать или отключить. Так мошенники не смогут получить доступ к вашим данным.

При продаже или покупке товара онлайн не вводите свои банковские реквизиты на сторонних сайтах. Желательно передать деньги продавцу при личной встрече и на месте получить товар.

Мошенники также могут взломать аккаунт мессенджера и устроить массовую рассылку на все контакты с просьбой отправки денег на свою карту. Или же разослать просьбу проголосовать за ребенка на конкурсе и приложить ссылку. Если при переходе по ссылке на сайте требуется указать свои персональные данные для регистрации, скорее всего вы попали на сайт мошенников. В случае, когда вы получили сообщение от друзей или родственников с просьбой о материальной помощи, то следует позвонить отправителю сообщения и убедиться, что это не мошенники.

Как распознать мошенника

Работники банка никогда не:

  • просят устанавливать какие-либо приложения на смартфон клиента, никогда не спрашивают код из полученного СМС;
  • высылают через мессенджеры свои служебные удостоверения. Такие действия могут производиться только мошенниками;
  • просят реквизиты банковских карт;
  • просят под каким-либо предлогом оформить заявку на кредит.

Работники банка могут обслуживать клиентов как на государственном, так и на русском языке. Телефонные мошенники в большинстве случаев звонят из других стран и не говорят на казахском. В частности, помните, что Национальный банк не работает с физическими лицами. Лица, которые при звонке представляются работниками НБ РК, — это практически всегда мошенники. Сотрудники КНБ и МВД не совершают видеозвонки гражданам для проведения каких-либо операций. Даже если на видео будет человек в форме, в кабинете, стилизованном под государственные органы, — это мошенник.

При возникновении подозрений не следует поддерживать связь с предполагаемыми мошенниками. Всегда лучше перестраховаться, оборвать разговор или переписку и обратиться в официальную справочную службу банка для получения дополнительной информации.

 

Злоумышленники регулярно придумывают новые сценарии мошенничества, на которые очень легко повестись. Сохраняйте бдительность и соблюдайте основные меры безопасности банковских платежей.