Какие возможности бизнесу даст открытый банкинг

Обслуживание станет намного быстрее и удобнее

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Жанерке Айтқазы

Жанерке Айтқазы

product owner проекта Open Banking НПК Нацбанка

Какие возможности бизнесу даст открытый банкинг

Open Banking, или открытый банкинг — это технология, с помощью которой клиенты банков будут разрешать финансовым организациям обмениваться их банковскими данными со сторонними поставщиками. Рассказываем, зачем это нужно, насколько безопасно и когда будет внедрено в Казахстане.

Как работает Open Banking

До недавних пор банки являлись закрытой системой, позволяющей использовать финансовые данные только внутри собственных сервисов и каналов. Представим, что вы клиент нескольких банков. Чтобы посмотреть информацию о деньгах на вашем счете, вы скачиваете приложение каждого банка отдельно и авторизуетесь. А чтобы перевести деньги между этими банками, платите определенную комиссию. То есть вы управляете своими финансами на условиях банков.

Открытый банкинг стандартизирует эти процедуры и позволит банкам и компаниям обмениваться финансовой информацией с согласия клиента. Это значит, что клиенты смогут распоряжаться данными самостоятельно — например, используя приложение одного банка, смотреть остаток на счетах в других банках, переводить свои деньги со счета на счет, открывать доступ к банковским выпискам, справкам со счетов, сравнивать курсы валют, создавать и подписывать платежки, анализировать доходы и расходы и т.д. Это не только повысит удобство обслуживания, но и сэкономит время и деньги клиента.

Что даст Open Banking Казахстану

Сейчас большую часть финансовых услуг предлагают крупные банки, а новым компаниям сложно попасть на этот рынок: недостаточно данных и возможностей. К тому же, создавая что-то новое, трудно привлечь клиентов, привыкших пользоваться уже существующими сервисами.

Для этого с 2023 года Национальная платежная корпорация Нацбанка РК (НПК) совместно с Нацбанком, Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) и создает открытый банкинг — чтобы клиенты могли сами выбирать наиболее удобные и выгодные сервисы, а банки, финтех-компании и финансовые стартапы могли равно и честно конкурировать, создавать новые услуги и повышать их качество. А доступ к информации будет открываться через Open API — технологию, которая позволяет банку и другим организациям «общаться» на одном языке.

Что такое Open API

API (англ. Application Programming Interface — программный интерфейс приложения) — это набор инструкций, помогающих двум разным приложениям передавать и получать информацию. Сравнить это можно с умным домом: допустим, у вас есть умный чайник, умный светильник, умный холодильник и т.д. Каждое устройство используется по-своему, но, чтобы система работала удобно, им нужно найти «общий язык». Для этого вам понадобится пульт для умного дома, который позволит управлять разными устройствами. Open API работает как этот пульт — он позволяет разным программам работать друг с другом, даже если их создавали разные компании.

В случае с открытым банкингом это работает так: ваш счет в банке A и вся информация о нем будут оставаться в банке A, но банк B с Open API и вашим согласием сможет «заглянуть» в банк A, чтобы посмотреть там разрешенную вами информацию.

Некоторые банки создают API со своими стандартами и открывают их партнерам, которые готовы подстроиться под эти условия. Если каждый банк будет создавать свои API по своим условиям, то их партнерам придется подстраиваться под них, и это не совсем выгодно. А открытый банкинг и Open API предполагают единые стандарты для всех, создавая равнодоступную цифровую финансовую инфрастуктуру для всех участников финансового рынка.

Для этого НПК создает платформу Open API с едиными стандартами: с технической спецификацией и набором требований, одинаковыми для всех. Работать это будет так: банк разрабатывает API по единым стандартам, а финансовая организация дорабатывает свое мобильное приложение и подключается к API банка. Платформа играет роль маршрутизатора, который безопасно и конфиденциально передает информацию между ними.

Насколько безопасен открытый банкинг

В открытом банкинге каждая организация, получающая доступ к данным, будет проходить техническую проверку. Каждый будет обязан соответствовать требованиям по безопасности и информационной системе, условиям юридического, финансового и инфраструктурного характера. После этого они получат свидетельства об аккредитации и смогут обмениваться информацией.

Сами данные будут передаваться через API в зашифрованном виде. Главное, чтобы клиент дал цифровое согласие, которое можно отозвать, как только клиент это захочет. После отзыва доступ закроется, а банки и компании должны будут удалить данные и никак больше не использовать.

НПК в этом случае работает как посредник — следит за тем, что все соблюдают стандарты и у всех все работает одинаково. Если банк A запрашивает данные у банка B, то запрос проходит через НПК, который проверяет, действительно ли это участник открытого банкинга, имеет ли он право на запрос и правда ли клиент дал на это согласие.

Согласие клиента подтверждается на сайте НПК через видеопроверку клиента и отправку смс-кода на его номер. После этого регистрируется электронное согласие, которое будет храниться в системе управления согласиями НПК. Так клиент будет в одном месте видеть все согласия, которые давал банкам и компаниям, и управлять ими.

Какие возможности даст API

В Казахстане открытый банкинг планируется внедрить до 2025 года. К этому моменту все банки подготовят функционал, с которым пользователи смогут получать доступ к информации о счете, транзакциях и другим данным и передавать его сторонним организациям без обращения в банк. План работ разделен на три года, и каждый сценарий внедряется поэтапно.

В прошлом году НПК тестировали обмен информацией о счетах физлиц между тремя банками, а в этом году планируют открыть эту возможность и для юрлиц, и запустить возможность просматривать информацию о продуктах и услугах других банков. В планах сделать переводы между своими счетами в разных банках без комиссий.


Благодаря этой технологии финтех-компании смогут создавать новые сервисы и услуги, сами банки — делать клиентам более персонализированные предложения по кредитам, инвестициям или страхованию, а клиенты смогут централизованно контролировать свои финансовые данные. Таким образом, банкинг станет еще быстрее, проще и удобнее для всех.