Кто обязан страховать работников

Зачем нужно страховать сотрудников, сколько это стоит и что грозит работодателю за отсутствие страхового договора

Акбота Хасенова

Акбота Хасенова

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Кто обязан страховать работников

Страхование работника от несчастных случаев — это обязанность каждого работодателя. Страховать нужно, даже если в компании числится всего один сотрудник. Если компанию будут проверять, а страховки не окажется, то предпринимателя ждет солидный штраф.

Что такое страхование ответственности работодателя

Обязательное страхование работников от несчастных случаев действует с 2005 года. По закону каждая компания, нанимающая сотрудников, должна заключить со страховой компанией договор об ответственности перед работниками. Такая страховка возместит расходы сотрудника, если с ним что-то случится во время выполнения рабочих обязанностей, например, физическая травма, внезапное ухудшение здоровья, отравление, наступление инвалидности, профессиональное заболевание из-за тяжелых, вредных или опасных рабочих условий или смерть.

Страховой договор заключается на 12 месяцев. Его нужно продлевать каждый год. Заключать страховой договор можно только с теми компаниями, у которых есть на это лицензия.

Страховая сумма — это максимальная сумма, которую страховая компания возместит при несчастном случае. Она должна быть не меньше, чем годовой фонд оплаты труды, то есть сумма зарплат всех работников за год. Например, если в компании работает 5 сотрудников, которые получают по 150 000 тенге в месяц, то годовой фонд зарплаты составит 9 000 000 тенге. Соответственно, страховая сумма должна быть не ниже этой суммы. Если годовой фонд зарплаты меняется, то это касается и страховой суммы.

Кто должен страховать сотрудников

Оформлять страховку обязаны все ИП и ТОО, у которых числятся сотрудники. При этом не имеет значения, есть у организации доход или нет. Однако, если компания официально приостановила деятельность через кабинет налогоплательщика, то страховать сотрудников не обязательно.

Также страховка не нужна, если ИП работает без сотрудников. Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое работает от своего имени и не является самому себе работником.

А вот ТОО — это юридическое лицо, у которого есть как минимум один сотрудник, его директор. Поэтому любое ТОО обязательно должно иметь договор страхования.

Когда нужно страховать сотрудников

Сотрудников нужно застраховать до 10 числа следующего месяца после регистрации ИП или ТОО. Если человек уволился или пришел новый сотрудник, то нужно сообщить об этом в страховую компанию в течение 10 дней.

Как застраховать сотрудника

Чтобы застраховать сотрудника, сначала нужно подать заявление на заключение договора страхования. Это можно сделать сразу при регистрации ИП или ТОО на egov.kz, или самостоятельно обратиться в страховую компанию.

Что нужно указать в заявлении:

  1. размер годового фонда оплаты труда — это сумма зарплат всех сотрудников за год;
  2. общее количество работников;
  3. ОКЭД — это код вида деятельности компании;
  4. класс профессионального риска.

Также потребуются документы о государственной регистрации, учредительные документы для ТОО и банковские реквизиты.

Как рассчитывается страховая премия

Страховая премия — это сумма, которую работодатель платит страховой компании при заключении договора страхования. Чтобы ее рассчитать, нужно умножить годовой фонд зарплаты на страховой тариф.

Страховой тариф устанавливается исходя из вида экономической деятельности и класса профессионального риска. Также некоторые страховые компании учитывают статистику несчастных случаев в компании за последние несколько лет и, если таковых не было, могут предоставить скидку.

Минимальная страховая премия — 1 МЗП, это 85 000 тенге в 2024 году. Поэтому, даже если при расчете сумма окажется ниже минимальной заработной платы, все равно придется платить 1 МЗП.

Если сотрудник занимается тяжелой, вредной или опасной для здоровья работой, например, связанной со строительством, с добычей, опасным производством, переноской тяжестей, пожаротушением, электромонтажными работами или дезинфекцией, то страховка будет стоит дороже.

Но если это обычный небольшой бизнес со штатом 5−10 человек и средней зарплатой в 150 000 тенге в месяц, например, магазин у дома, цветочный бизнес или салон красоты, то стоимость страховки не превысит 1 МЗП.

Как рассчитывается возмещение

При несчастном случае страховая компания возмещает сотруднику утраченный заработок. Если утрачена работоспособность, то сотрудник получает выплату ежемесячно.

Чтобы получить возмещение, работодатель направляет письменное заявление в страховую компанию. Сумма компенсации зависит от среднемесячной зарплаты работника, но не должна превышать 10 МЗП — это 850 000 тенге в 2024 году.

Страховая компания выплатит возмещение, если степень причиненного вреда здоровью сотрудника составит от 30 до 100%. Если менее 30%, то работодатель должен возместить ущерб за свой счет. Но расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, не возмещаются.

В случае смерти сотрудника страховая компания компенсирует расходы на похороны в размере 100 МРП организатору погребения — это 369 200 тенге в 2024 году. Но если расходы на похороны превысят сумму страхового договора, то разницу работодатель уплачивает уже за свой счет.

Что нужно делать при страховом случае

В случае если с сотрудником произошел несчастный случай, работодатель должен:

  • если у работника изменился класс профессионального риска — уведомить об этом страховую компанию в течение 10 рабочих дней;
  • если с сотрудником произошел несчастный случай:
    • сообщить об этом в страховую компанию в течение 3 рабочих дней;
    • организовать расследование обстоятельств несчастного случая с уполномоченным органом и страховой компанией;
    • доказать страховой случай и убытки, возникшие из-за него;
    • предоставить в страховую компанию документы и контактные данные сотрудника;
    • заключить договор аннуитета на сотрудника или лицо, которое получит возмещение, если сотрудник умрет.

Договор аннуитета — это договор страхования, по которому страховая компания будет выплачивать сотруднику ежемесячные платежи, если вдруг сотрудник потеряет трудоспособность.

Когда прекращается действие страхового договора

Страховой договор действует в течение всего срока страхования. Это значит, что он не перестает действовать после первого страхового случая.

В каких случаях договор прекращает действие:

  • истек срок действия договора;
  • договор прервался досрочно, например, при ликвидации компании;
  • страховая компания выплатила всю страховую сумму, указанную в договоре.

В каких случаях страховку могут не выплатить

Страховая компания может отказаться выплачивать возмещение, если вред здоровью был причинен намеренно. Также в выплате могут отказать, если сотрудник выполнял работу, не касающуюся его обязанностей.

По закону страховая компания не выплачивает возмещение, если несчастный случай произошел из-за ядерного взрыва, радиации, военных действий, гражданской войны, народных волнений, массовых беспорядков или забастовок.

В любом случае работодатель должен получить письменное обоснование отказа от страховой компании.

Что ждет работодателя за отсутствие страховки

Поскольку страховать сотрудников обязаны все работодатели, то и проверять наличие страховки будут без предупреждения — она должна быть по умолчанию.

Если страхового договора не окажется, то работодателя оштрафуют:

  • малый бизнес, нотариусы, судебные исполнители, некоммерческие организации и должностные лица — на 160 МРП (590 720 тенге в 2024 году);
  • средний бизнес — 400 МРП (1 476 800 тенге в 2024 году);
  • крупный бизнес — 1000 МРП (3 692 000 тенге в 2024 году).

Но если оплатить штраф в течение 7 суток после его выставления, то можно получить скидку 50%. Как это сделать:

  • признать нарушение;
  • согласиться уплатить штраф в размере 50%;
  • не обжаловать доказательства правонарушения.

Страхование ответственности работодателя — это не только про соблюдение закона, но и про материальную защищенность: предприниматель тратит небольшую сумму, но может рассчитывать на выплаты от страховой компании, если с сотрудником что-то случится. К тому же лучше застраховаться вовремя и работать спокойно, чем нарваться на штраф, во много раз превышающий сумму страховки, после которого все равно придется страховать.