Бизнес-кейсы

Я открыла независимое издательство комиксов и арт-книг

История первого подобного проекта в Казахстане

Я открыла независимое издательство комиксов и арт-книг

Содержание статьи

Казахстанцы привыкли, что комиксы — это яркие истории о приключениях супергероев. Чтобы изменить это стереотипное представление, Зарина Мингазова основала TRÆSH, где поддерживает и издает талантливых художников. Она рассказала, как выжить маленькому проекту в условиях постоянных поисков грантов, новых авторов и смыслов.

Комиксы могут быть любыми

Я родилась в Казахстане, но долгое время жила в Осло. Обучалась иллюстрации в одном из норвежских университетов, потом стала иллюстратором в дизайн-студии. Много работала с комиксами. Тогда у меня появилась мечта — создать собственное издательство, где я смогу публиковать свои работы и работы друзей. Моя подруга Ингрид тоже загорелась этой идеей, и мы вместе начали ее реализовывать. Отправили заявку на грант в Grafill, организацию, которая помогает творческим людям. Они поверили в наш проект, и у нас появилось финансирование. Мы поняли, что можем делать больше, чем планировали изначально.

TRÆSH — это маленькое независимое издательство комиксов и арт-книг. Мы специализируемся на современных абстрактных работах, это направление еще называют некомиксами. Классический стиль с баблами сформировался в 70-х, когда Marvel завоевал рынок. Так сложилось представление, что комиксы — это обязательно про супергероев, но это так ограничивает. Для меня это скучно, поэтому наш проект старается расширить представление о комиксах и показать, что форматы могут быть разными.

Еще мы выпускаем зины (сокращение от англ. Fanzine) — это любительское малотиражное издание на любую тему. Направление появилось в 60-х, тогда распечатывали 6–8 страниц А4, делили пополам, скрепляли степлером — и готов маленький журнальчик. Особенно были популярны фанатские зины про Beatles. Позже зины стали приобретать и политический оттенок, освещая темы прав женщин и социальных изменений.

Вдохновилась на родине

В мае я приехала в Алматы, здесь живет моя семья. Сначала думала, что буду работать над своими историями и заниматься изучением Центральной Азии. Но случайно зашла в Дом 36 (Арт-пространство в Алматы. — Прим. ред.), познакомилась, пообщалась и поняла, что ниша свободна. В Казахстане много возможностей, но мало кто работает с комиксами и зинами. Как издатель, я увидела потенциал — найти здесь новых художников и людей других профессий, чьи работы были бы прекрасны в печатном формате.

Я решила снять в этом пространстве помещение. Здесь был склад, паутина везде. Пришлось все переделать, но я оставила небольшой советский вайб, в этом есть стиль. Сейчас это студия, где я работаю, и небольшой магазинчик.

Финансовыми и административными вопросами мне сложно заниматься, поэтому Ингрид берет эту часть на себя. Я отвечаю за креатив — генерация идей, коммуникации с людьми, поиск художников и авторов. В Казахстане мне пришлось открыть ИП, чтобы платить налоги с доходов, но это оказалось легко.

Продажи идут через Instagram и онлайн-магазин, в котором я выставляю не только наши, но и работы других художников со всего мира и добавляю наценку 30%. Цены могут показаться высокими, но в Европе еще дороже.

Важные темы и авторские права

Нам интересны работы, где люди делятся своим видением, мнением, пытаются чего-то добиться. Мы хотим дать авторам платформу. Например, у нас выходила «Маленькая книжка про смерть». Идея пришла автору, когда она потеряла мать и стала думать, как вообще объяснить смерть детям. Это сильный проект, несмотря на небольшой объем, нам важно было ее опубликовать. Книгу хорошо приняли критики, она выиграла приз, и ее публиковали многие журналы.

Была еще одна книга про сильную женщину, которая добивается своего, идет вперед и делает что хочет. Мы часто встречаем таких мужчин, а женщин — реже, так как они более эмпатичные и чаще думают о других. Но, возможно, иногда нужно сносить стены и смело делать то, что хочется.

Мы никогда не стали бы издавать работы, где обижают людей, религии, осуждают выборы — кого любить и с кем жить, или поддерживают войны и конфликты.

Что касается авторских прав, то мы заключаем контракт с авторами и заранее оплачиваем работу. Они готовят материалы к публикации, отдают их нам, мы печатаем и продаем тираж. Доход с продаж забираем себе.

Проверяли и другой метод — с автором «Маленькой книжки про смерть» мы заключили с контракт, после выхода в печать 70% от дохода получила она, 30% — мы. В итоге все книги раскупили, автор хорошо заработала.

Про гранты и финансирование

У нас нет заработка, мы выходим в абсолютный ноль. Максимум, можем покрыть расходы на транспорт или билеты. Весь доход сейчас уходит на печать новых авторов. Мы существуем на гранты.

Гранты я ищу два раза в год — осенью и весной. Я рада, что мы запустились в Норвегии — в Европе много грантовых программ. Грустно, но в Казахстане я их пока не нашла.

Искать гранты важно и сложно, это требует много работы, но именно так мы выживаем. Без поддержки и финансирования никак. Пока используем тот небольшой доход, который получаем с продаж, он уходит на печать новых художников, которых я нашла в Казахстане. В будущем мы хотим выпускать книги и выходить на магазины, увеличивать тираж. Тогда надеемся на больший доход, откуда сможем брать себе и отдавать авторам, дизайнерам, редакторам.

Сейчас я готовлю заявку на один грант, на который очень рассчитываем. Когда мы его получим, то сможем выпустить больше зинов, новую газету и книжку. У меня есть идея сделать книгу, которая станет мостом между художниками Скандинавии и Центральной Азии, и как лоскутное одеяло соединит две разные культуры. Если мы не получим грант в этот раз, то получим в другой. Мечта будет жить, пока я этого не добьюсь.

В Казахстане дорого печатать

Я печатаю продукцию в Норвегии. В Казахстане сложно найти типографию, которая хотела бы сотрудничать с нами. Самая большая проблема — нет подходящей бумаги и минимальный тираж в 500 штук. Для нас это много. Как правило, наш газетный тираж — 300 экземпляров. Мы заказываем в небольших типографиях Англии, так называемых «newspaper club». Они готовы печатать что-то странное, необычное, именно в газетном формате на разной бумаге. Выходит дешево и быстро. В Осло мы работаем на ризографе. Конечно, если бы мы печатались в Казахстане, было бы проще. Но что делать — я не хочу заказать большую партию и потом выкидывать остатки.

Недавно была в Стамбуле и нашла там молодых ребят с ризографом, которые только начали бизнес, они предложили связаться через пару месяцев. Если получится с ними наладить сотрудничество, то печать станет ближе и дешевле.

Верю, что через пару лет в Казахстане все изменится, люди начнут покупать ризографы и поймут, как с ним работать. Пока же все это дорого и сложно.

Об экзистенциальном кризисе

В первый год учебы в магистратуре у меня возникли сомнения в правильности выбранного пути. Я заново переосмысливала карьеру: кто я? иллюстратор, художник, дизайнер или, может быть, редактор? Я переосмыслила TRÆSH. Мы начинали как андерграунд и работали с «треш»-темами. Я начала думать, как придать проекту больше смысла и веса, чтобы люди не воспринимали нас как пару веселых девушек, которые делают что-то прикольное, а видели более глубокие смыслы.

Я поставила проект на паузу и год ничего не публиковала. Это было правильное решение, за это время поняла его истинное значение и пришла к тому, что мы не просто выпускаем интересные комиксы, а продвигаем новое направление, которое важно для меня.

Мы открыты для коллабораций

Наша главная цель — расширить представление о комиксах. Для этого мы хотим работать не только с авторами комиксов, но и художниками, фотографами, архитекторами, дизайнерами, писателями, поэтами, заинтересованными людьми из разных сфер.

Как с нами запартнериться? Легко! Просто напишите нам в Instagram.

Получая гранты из Норвегии, мы можем помочь талантливым художникам работать над своими иллюстрациями и платить им за это. Я мечтаю, что через пару лет издательство станет узнаваемым брендом в мире арт-книг и комиксов и даст возможность авторам из Центральной Азии проявлять свой талант.