Как продавать на маркетплейсах

Инструкция для новичков: зарегистрировать бизнес, выбрать нишу и площадку, начать продажи

Дана Ермухан

Дана Ермухан

автор

Ирина Дубчак

Ирина Дубчак

редактор

Как продавать на маркетплейсах

Маркетплейс — это огромная площадка для продажи товаров онлайн. Она позволяет продавцам размещать свой товар с характеристиками, описанием и фотографиями, а также хранить, доставлять и выдавать заказы покупателям.

Предпринимателям не нужно тратить деньги на разработку собственного онлайн-магазина, думать о логистике, сервисах оплаты и пунктах выдачи — маркетплейс берет на себя большинство организационных вопросов.

Форма регистрации

Для ведения предпринимательской деятельности необходимо открыть ИП или ТОО. Обычно для работы с маркетплейсами предприниматели открывают ИП на упрощенке.

Во время регистрации в качестве основного вида деятельности нужно выбрать код ОКЭД 47910 — «Розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет». Этот код также позволяет продавать посредством рекламы на сайтах, ТВ, радио.

В качестве дополнительных кодов ОКЭД для продажи на маркетплейсах с пунктами выдачи можно указать следующие виды деятельности:

  • ОКЭД 53200 — прочая почтовая и курьерская деятельность,
  • ОКЭД 52102 — складирование и хранение непродовольственных товаров.

Как работают маркетплейсы

Продавать на маркетплейсах можно уже с готовым офлайн-бизнесом, а можно начинать будучи новичком. Для новичков запускать торговлю на маркетплейсах быстрее и дешевле, но, как и любой бизнес, он требует усилий. Нужно следить за акциями, ценами и подходом конкурентов, откликом покупателей, все время улучшать контент. Потребитель идет в маркетплейсы за выбором, чтобы сравнить предложения, почитать реальные отзывы, заказать наиболее выгодный вариант с доставкой до дома или пункта выдачи.

Преимущества маркетплейсов

Чтобы стимулировать продавцов регистрироваться и вести бизнес на их площадке, создатели маркетплейсов предлагают ряд выгодных условий:

  • большой трафик посетителей,
  • инструменты аналитики,
  • электронный документооборот,
  • маркетинг и продвижение внутри сервиса,
  • собственные склады.

Для продавцов плюс в том, что не нужно вкладывать деньги в разработку сайта и продвижение товара, арендовать склад, нанимать продавцов — все это берет на себя маркетплейс за определенный процент.

Склады берут определенную комиссию за хранение товара.

Недостатки маркетплейсов

  • высокая конкуренция,
  • высокие комиссии и возвраты,
  • штрафы за нарушение правил,
  • нет прямого контакта с покупателем.

На маркетплейсах важно следить за товарными запасами, вовремя обрабатывать заказы и контролировать прибыль, чтобы не попасть на штрафы или блокировку.

Штрафы могут быть за нарушение продавцом авторских прав, несоответствие фото и описания товару, систематические нарушения и отмены заказов.

Пошаговая инструкция

Шаг 1. Выбрать товар

Прежде чем начать продавать на маркетплейсах, нужно решить, что именно продавать. Выбор перспективной ниши — один из основных вопросов, которые нужно решить на этапе планирования.

Если у предпринимателя уже есть розничная точка, то это все упрощает и маркетплейс становится дополнительной площадкой для заработка, но новичкам для старта следует изучить спрос.

Классический вариант — заказывать товары повседнего использования на китайских хабах и продавать с наценкой. Здесь также важно учитывать сезонность: посуду, бытовую химию, косметику, средства для уборки покупают круглый год, но есть сезонные товары, которые за один период могут дать больше продаж, чем другие товары за год (подарки на 8 марта, Новый год, зимние и летние товары).

Шаг 2. Выбрать и изучить условия площадки

Существует множество маркетплейсов — от общих до нишевых, которые можно рассмотреть для начала бизнеса. Каждая из них имеет свою целевую аудиторию. К примеру, основная аудитория российского маркетплейса Wildberries — женщины от 25 до 45 лет, поэтому чаще всего здесь покупают одежду и товары для дома. А вот на Ozon популярна электроника — телефоны, смарт-часы, наушники, мелкая бытовая техника, телевизоры. Также есть ряд казахстанских маркетплейсов, где продавцы торгуют разными категориями товаров. Один из них — JMart от Jusan, где есть электроника, мебель и стройматериалы, товары для дома, одежда, обувь и аксессуары, автотовары, медицинская продукция и лекарства. Чтобы пользоваться сервисом, не обязательно быть клиентом банка, достаточно иметь карту любого банка мира.

У всех маркетплейсов свои размеры комиссий, а также стоимость хранения и доставки товара. Нужно сравнить и выбрать подходящие для вас условия.

Среди товаров, которые запрещают продавать на маркетплейсах, — табачная продукция, холодное оружие.

Шаг 3. Зарегистрироваться на сайте

Регистрация практически на всех маркетплейсах оцифрована — ее можно пройти в несколько кликов. Во многих маркетплейсах в экосистеме банков можно сразу удаленно зарегистрировать ИП или ТОО, открыть расчетный счет и сразу начать работать на маркетплейсе.

После заключения договора открывается личный кабинет, где можно заводить товары, просматривать отчеты, подтверждать заказы.

Шаг 4. Контент для размещения

Содержание карточки товара влияет на ранжирование, конверсию, а значит, на прибыль и рейтинг продавца. Поэтому нужно уделить этому пункту большое внимание.

Есть несколько способов загрузки карточек товаров на маркетплейсы:

  • Вручную в личном кабинете — это позволяет познакомиться с интерфейсом сервиса и контролировать весь процесс, но занимает много времени и требует ручного обновления цен.
  • С помощью XML/YML-файла — у всех маркетплейсов свой шаблон, который нужно заполнять по инструкции маркетплейса. Внесенные данные о товарах можно загрузить в личном кабинете.
  • Через копирование файла другого маркетплейса — некоторые маркетплейсы позволяют выгрузить файл с ассортиментом с другой площадки и разместить на своей. Но не все и с некоторыми ограничениями.
  • Через API — вариант подходит тем, кто использует программу для учета товаров 1С, но для этого способа понадобится технический специалист, который настроит загрузку.

Шаг 5. Первые продажи

Уведомления о первых заявках приходят продавцу, он проверяет наличие товара, подтверждает заказ в личном кабинете и готовит товар к отправке.

Доставка осуществляется по трем схемам и зависит от продавца:

  • FBO (Fulfillment by Operator) — продавец размещает товар на складе маркетплейса. Он полностью делегирует доставку маркетплейсу, который сам принимает заказ, упаковывает и доставляет его клиенту.
  • FBS (Fulfillment by Seller) — продавец хранит товар на собственном складе. Получив заказ, самостоятельно его упаковывает и передает в службу доставки маркетплейса, который далее отправляет его клиенту.
  • DBS (Delivery by Seller) — когда продавец хранит товар на собственном складе и самостоятельно осуществляет доставку покупателю.

Оплата продавцу поступает на следующий день (максимум до трех дней) после покупки товара.

В случае отмены заказа или возврата, маркетплейс может временно приостановить сотрудничество с продавцом до выяснения и устранения причин. Отмена заказа в основном происходит, когда товара нет на складе, особенно у небольших компаний, которые заказывают в ограниченном объеме.

Процесс вывода денег тоже прост — они падают на расчетный счет, указанный при регистрации. Маркетплейсы в экосистеме банков удобны тем, что деньги поступают сразу на карту данного банка.


Маркетплейсы предоставляют большой трафик, теплую лояльную аудиторию, расширяют географию продаж, берут на себя логистику, хранение, но требуют четкого следования правилам. Это отличный вариант для старта или расширения бизнеса.