Статьи о бизнесе

Пошаговая инструкция открытия общепита

Как организовать бизнес по производству и продаже еды

Пошаговая инструкция открытия общепита
Газиз Надуев

Газиз Надуев

эксперт по санитарно-эпидемиологическим нормам

Содержание статьи

Общепит — отличный способ открыть свое дело и зарабатывать деньги. В зависимости от объемов бизнес можно организовать в домашних условиях или как большое самостоятельное производство с отдельными горячими и холодными цехами, пекарней и службой доставки. Рассказываем, как оформить такой бизнес, выбрать режим налогообложения и какие документы подготовить.

Выбрать форму собственности

Для ведения малого бизнеса в сфере общепита удобнее открыть ИП на упрощенке или ОУР. Выбор зависит от размера предполагаемого дохода и штата сотрудников, отличается размером налогов и периодичностью сдачи отчетов. ИП на патенте не подходит для общепита, так как на нем предпринимателю нельзя торговать.

Вся нужная информация о выборе режима налогообложения и открытии ИП собрана здесь:

Открытие ИП

Если планируете вести бизнес с партнером, то лучше открыть ТОО, как это сделать — читайте здесь.

Выбрать вид деятельности ИП

При регистрации бизнеса нужно определиться с видом деятельности, который будет указан в документах. Чтобы вам было проще выбрать нужный ОКЭД, воспользуйтесь ботом в нашем телеграм-канале.

Для столовых, кафе, ресторанов подойдет код 5610 — «Деятельность ресторанов и предоставление услуг по доставке продуктов питания». Сюда входят приготовление и подача еды внутри заведения, еда навынос и доставка на дом, в том числе бизнес в фудтраке, торговых палатках и киосках на рынке.

Для тех, кто занимается продажей готовой еды на основе договора с поставщиком, можно выбрать код 5621 — «Доставка готовой пищи на заказ».

Для бизнеса по производству мясных полуфабрикатов подойдет код 1013 — «Производство продуктов из мяса и мяса сельскохозяйственной птицы».

Все коды ОКЭД в Казахстане можно посмотреть здесь.

Зарегистрировать ИП и найти помещение

Само ИП можно открыть онлайн через egov.kz или, например, через мобильное приложение Jusan Bussines — банк оформит документы за вас и пришлет их на почту.

Затем нужно найти подходящее помещение и заключить договор аренды, который понадобится при предстоящих проверках. Помещение должно подходить для будущего бизнеса по техническим параметрам — от санитарно-эпидемиологического контроля и пожарной безопасности. К примеру, обязательно должны быть подключены коммуникации (свет, вода, канализация, отопление), внутри помещения должны быть раковины для мытья рук, необходимый набор цехов, вентиляция, соответствующая отделка поверхностей, потолки определенной высоты.

Найти подходящее помещение по техническим параметрам бывает непросто, и предприниматели решаются на перепланировку, например из магазина — в столовую. Если помещение находится в жилом доме, то сначала надо получить согласие жильцов. Затем подготовить проект перепланировки, его нужно согласовать в отделе архитектуры и градостроительства и получить новый техпаспорт.

Далее надо получить разрешение от Департамента санитарно-эпидемиологического контроля на размещение объекта общественного питания в этом помещении. Об этом ниже.

Получить заключение СЭЗ

После того как бизнес юридически зарегистрирован, помещение найдено, предприниматель должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Без него начинать бизнес нельзя.

СЭЗ нужно для тех, кто открывает объект высокой эпидемической значимости. Сюда относятся общепит в организованных коллективах (организациях дошкольного воспитания, образования, здравоохранения, вахтовых поселках, строительных площадках, промышленных объектах), пекарни, кондитерские, 13 видов пищевых производств, а также любые объекты питания (кафе, рестораны, столовые) с более 50 посадочных мест, объекты оптового хранения и реализации пищевой продукции.

Сотрудники санэпидконтроля проверят, соблюдены ли в помещении нормы по водоснабжению, водоотведению, вентиляции, освещению, влажности, температуре, размерам и достаточности набора помещений. Если помещения находятся на первом этаже жилого дома, то проведут исследования шума и при необходимости вибрации. Также ИП или ТОО должны иметь заключенный договор на вывоз мусора, на проведение профилактической дезинфекции, дератизации и дезинсекции. Если арендатор планирует пользоваться услугами централизованной системы вывоза мусора, то договор заключается с компаниями, определенными акиматом, если же нет, то с компаниями, у которых есть разрешение на вывоз ТБО.

Объекты незначительной эпидемической значимости — производство мучных полуфабрикатов, безкремовых кондитерских изделий, сухих завтраков, фасовка готовых пищевых продуктов, объекты питания с менее 50 посадочных мест, не нуждаются в СЭЗ. Но это не значит, что они могут организовывать работу по своему усмотрению — в любом случае объект должен соответствовать санитарным требованиям к объектам общественного питания, а также предприниматели обязаны уведомить органы СЭС о начале деятельности объекта незначительной эпидемической значимости через egov.kz.

Где и как получить СЭЗ

Заключение о соответствии помещения объектам высокой эпидемической значимости выдают территориальные подразделения Комитета санитарно-эпидемиологического контроля. Получить его можно онлайн через egov.kz или портал электронного лицензирования www.elicense.kz.

  1. В ходе заполнения заявления предприниматель должен прикрепить копию протоколов исследований, проведенных аккредитованными лабораториями.
  2. Если документы в порядке, то их представитель в течение четырех дней лично проверит объект и по результатам оформит акт.
  3. На основании акта выдается заключение на объект в течение двух дней. Результат заявления будет доступен в «Личном кабинете» egov.kz.

Вне зависимости от значимости объекта — высокой или незначительной, предприниматель должен уведомить санитарно-эпидемиологический контроль о начале своей работы. Сделать это можно онлайн. Дополнительных документов для этого не требуется. В случае начала работы без уведомления предпринимателю грозит штраф.

Соответствие требованиям к объектам по производству кулинарных продукций выявляется в ходе плановых и внеплановых проверок. Также проверяются технологическая поточность производства, температурные режимы хранения, условия приготовления, транспортировки и реализации пищи, наличие сертификатов и деклараций соответствия, личные медицинские (санитарные) книжки работников и т.д.

Делаются лабораторные исследования для установления качества и безопасности используемого сырья и приготовленной продукции.

Пройти проверки пожарной инспекции

Чтобы начать работать, бизнесу в общепите не нужно получать разрешение у органов государственной противопожарной службы, но сам объект должен соответствовать требованиям Правил пожарной безопасности. Например, заведения, принимающие до 50 гостей, могут установить звуковую сирену, а если посетителей больше — световые таблички с направлением выхода из помещения. На каждом предприятии общественного питания должен быть журнал по пожарной безопасности, а среди персонала — ответственный за пожарную безопасность. Соблюдение этих и других правил проверяются в ходе проверок пожарной инспекции.

Если в заведении планируется продажа алкоголя, то нужно получить лицензию на алкоголь.

 

Получение разрешительных документов для открытия бизнеса по производству еды — непростой процесс, он требует терпения и последовательности действий. Прохождение всех этапов позволит предпринимателю вести бизнес честно и избежать штрафов при будущих проверках.