Автомобильный рынок Казахстана: в фокусе нехватка качественных и недорогих авто
Автомобиль, как транспортное средство, играет важную роль в экономии времени и повышении производительности труда. Состояние автомобильного рынка косвенно характеризует социально-экономическое развитие страны.
По данным на 1 января 2023 года в Казахстане зарегистрировано примерно 3.9 млн легковых автомобилей. За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в 3 раза. Кроме того, в стране можно встретить много автомашин с иностранными номерами. Основной массой этих автомобилей управляют граждане Казахстана.
В данной работе мы проанализировали автомобильный рынок, в том числе с целью выяснить причины появления автомашин иностранного учета. Тем более, что с конца января по 1 июля 2023 года проходит процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года.
_1681192124.jpg)
_1681272428.jpg)
Основная часть зарегистрированных автомобилей выпущены более 10 лет назад, на их долю приходится свыше 70% легковых авто. Вторую по величине категорию составляют автомобили старше 7, но не более 10 лет. Это объясняется тем, что именно эта категория, в основном и пополняется через импорт и производство.
Как формировался автомобильный рынок Казахстана?
Как и во всем мире, пополнение нашего рынка автомобилей происходит за счет импорта и производства. Эти две составляющие мы рассмотрели в ретроспективе, начиная с 2005 года.
_1681192165.jpg)
До 2010 года производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем в пределах 2-3 тыс. авто в год – рынок пополнялся преимущественно за счет импорта. В пиковые 2006 и 2007 года импорт составлял около 400 тыс. авто в год, в основном это были подержанные автомашины «старше 10 лет» из Германии и Японии.
В 2008 году из-за запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем объем поступлений на рынок снизился. Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан начали поступать поддержанные, в основном 5-7-летние, авто из США.
С 2010 года после вступления Казахстана в Таможенный союз пополнение возрастной категории «10 лет и старше» со стороны импорта прекратилось. Стало невыгодно импортировать такие автомобили из-за существенно возросших таможенных пошлин и ужесточения прочих технических регламентов. С этого периода пополнение категории автомобилей «старше 10 лет» на рынке Казахстана стало возможным в основном путем естественного старения уже присутствующих на территории страны автомобилей.
Особо можно выделить ситуацию 2014-2015 годов, когда из-за нарушения многолетнего паритета тенге/рубль (с 5.5 тенге за рубль до 2.3) было завезено большое количество автомобилей как новых, так и подержанных по относительно низкой цене из России. Официальные автосалоны в этот период также завозили автомобили из России, и реализовывали их еще в течение нескольких лет после. В связи с этим объемы официальных продаж превышали фактические объемы импорта и производства автомобилей в последующие годы.
В 2016 году после ввода платы за первичную регистрацию и утилизационный сбор стало очень дорого ввозить в страну авто старше 3 лет. С этого периода автомобильный рынок Казахстана стал наполняться в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.
Как продажи реагируют на цены?
Очевидно, что одним из важных критериев продаж на рынке остается розничная цена автомобилей. Так, 2006-2007 годы характеризовались рекордно высокими объемами пополнения автомобильного рынка страны - примерно 400 тыс. автомобилей в год при средней цене в 3-5 тыс. долларов (по текущему курсу 1.3-2.2 млн тенге). Это примерно соответствует текущему спросу на автомобили в возрастной категории «10 лет и старше».
Далее, при цене автомобиля в 15-20 тыс. долларов (по текущему курсу 6.7-8.9 млн тенге) спрос сокращается практически в 2 раза и составляет около 150-200 тыс. единиц в год.
_1681192259.jpg)
В 2016 году при росте цен пополнение внутреннего рынка существенно сократилось – импорт и производство составили 79 тыс. автомобилей в год (существенно ниже среднего уровня). При этом с этого периода цена импорта и стоимость производимых в РК автомобилей практически сравнялись: около 7.5-9.5 млн тенге (16-20 тыс. долларов).
Как обстоят дела на вторичном рынке?
Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не позволяют в достаточном количестве удовлетворить спрос для всех категорий граждан на вторичном рынке. В этой связи более 60% сделок по купле-продаже совершаются с автомобилями, бывшими в употреблении, и с момента выпуска которых прошло более 10 лет. На рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомашин, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополнятся за счет импорта.
_1681192289.jpg)
_1681192297.jpg)
На сайте с объявлениями о продаже авто единовременно выставляется примерно 170 тыс. автомобилей, из них около 65% – в возрасте более 10 лет.
_1681381544.jpg)
Отметим, что около 20% из всех выставленных на продажу автомобилей – нерастаможенные, то есть с регистрационными номерами других стран, преимущественно стран ЕАЭС. Основная их масса приходится на авто старше 10 лет. Простая статистическая экстраполяция этих данных свидетельствует, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч. Примерно на такой же объем сократилось количество зарегистрированных автомобилей с 2014 по 2021 годы в возрастной категории «10 лет и старше».
Наибольшее количество нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке – Toyota и Lada. Среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска они составляют 24% и 54% соответственно. Это значит, что почти половина автомобилей Lada имеют иностранную регистрацию.
Перспективы вторичного рынка
На протяжении нескольких лет через официальные каналы продаж в основном реализуются небольшие автомобили - В и С класса по европейской классификации. Следовательно, через некоторое время рынок Б/У автомобилей страны, в основном, может состоять из небольших авто возрастом 10 лет и более, и разноплановыми автомобилями возрастом более 30 лет.
_1681192346.jpg)
_1681192354.jpg)
Интересные факты:
- Цена 20-летней Toyota примерно соответствует стоимости нового Chevrolet.
- Автомобили Mercedes-Benz и Volkswagen являются популярными на вторичном рынке и практически не приобретаются в сегменте новых автомобилей. При этом наиболее популярные модели этих марок имеют 30-летний и более возраст.
- Lada занимает 2 место по объему предложений автомобилей на вторичном рынке, тогда как на первичном рынке, даже при относительно невысокой цене, существенно проигрывает продажам автомобилей других марок, которые более чем в два раза дороже, например, Toyota.
_1681192408.jpg)
Выбытие с рынка
Как мы отмечали ранее, отечественный автомобильный рынок до 2010 года стабильно пополнялся в основном возрастными транспортными средствами, но в силу их естественного устаревания ежегодно количество зарегистрированных авто сокращалось, несмотря на ежегодное пополнение автопарка новыми машинами. Это свидетельствует о том, что выбытие из эксплуатации происходит быстрее. Так, с 2014 по 2021 годы количество автомобилей сократилось на 200 тыс. единиц, при этом на рынок за этот период поступило около 800 тыс. авто.
При этом в 2022 году количество зарегистрированных автомобилей составило 3.96 млн автомобилей, что практически равно пиковому значению 2014 года в 4.0 млн авто. Однако пополнение общего автомобильного рынка Казахстана по всем возрастным категориям все еще остается отрицательным. Таким образом, выбытие автомобилей из оборота пока еще опережает его пополнение.
_1681192424.jpg)
Основное выбытие из эксплуатации приходится на автомобили «старше 10 лет». Эта категория сократилась с 2014 по 2021 годы на 500 тыс. единиц.
Рынок через 10 лет
Таким образом, исходя из проведенного анализа и при сохранении определенных нами трендов, через 10 лет рынок будет выглядеть следующим образом (см. инфографику).
_1681366067.jpg)
Тимур Дауранов
Старший аналитикПохожие новости
Подпишитесь на самую полезную рассылку